Что значит открытый и закрытый слог. Правила чтения. Открытые и закрытые слоги. Деление слова на слоги

Английский язык

Закрытый слог

Закрытый слог.

  • pen - [pen ] - перо
  • cat - [kæt ] - кошка

Типы слогов

læd ] ˈleɪdi ]

ˈsplɛndɪd ] великолепный, роскошный .

ˈfʌni ] смешной, забавный ticket [ˈtɪkɪt ] билет, талон

ˈbɒksə ] боксер .

ˈmeɪd ] bi ] быть .

7 Звук [(j) u: ] после шипящих, согласной [r ] l ] , произносится [u: ]

  • rule [ruːl ] правило, правление, власть
  • blue [bluː ] синий, голубой
  • shoot [ʃuːt ] снять, стрелять .

juː ]

  • few [fjuː ] мало, немного
  • use [ˈjuːs ]

juː ] (j) u: ] .

  • German [ˈdʒəːmən ] немец
  • porridge [ˈpɒrɪdʒ ] каша .

staring [ˈsteərɪŋ ] яркий .

to take care of [təˈ teɪk ker əv ]

ə: ] ə ] .

ɔː ]

ə ] ˈmiːtə ] ˈteɪbl ] l ]

Закрытый слог

Закрытый слог. В закрытом слоге за ударной гласной следует одна или несколько согласных (кроме r) гласная буква в закрытом слоге передаёт краткий звук.

Пример слов с открытым типом слогов
  • pen - [pen ] - перо
  • cat - [kæt ] - кошка

в английском языке существует четыре типа слог, подробней об этом. Типы слогов

Правила чтения гласных в открытом и закрытом типах слогах.

Наиболее часто встречающимися правилами чтения английских гласных являются правила их чтения в четырех типах слога.

Гласные i и у являются как бы дублирующими друг друга (в смысле правил их чтения). Буква у встречается преимущественно на конце слов, а буква i - в середине слов и практически никогда на конце.

1 Алфавитное чтение, т.е. произношение, соответствующее названию буквы в алфавите, гласные имеют лишь во втором типе слога, который называется также открытым, поскольку он заканчивается гласной.

2 Слог становится закрытым, если за гласной следуют одна или несколько согласных букв.

3 В многосложных словах по правилам английского слогоделения одна согласная, оказавшись на границе слогов между читающимися гласными, отходит к последующему слогу. Например, в слове lad [læd ] парень , согласная d относится к первому и единственному слогу, «закрывая» его. В слове lady [ˈleɪdi ] леди та же согласная относится ко второму слогу, а первый остается открытым.

4 Если на границе слогов оказываются две и более согласных, то по крайней мере одна из них обязательно отходит к предыдущему слогу, делая его закрытым: splendid [ˈsplɛndɪd ] великолепный, роскошный .

Это касается и случаев, когда сочетания согласных дают лишь один звук: funny [ˈfʌni ] смешной, забавный ticket [ˈtɪkɪt ] билет, талон

Граница слогов тогда проходит как бы прямо по этому звуку. Предшествующий слог становится закрытым, хотя сам звук относится к последующему слогу.

5 Передающая два звука буква х рассматривается как две согласные boxer [ˈbɒksə ] боксер .

6 Конечная немая гласная е служит для обозначения открытости слогов, оканчивающихся согласными made [ˈmeɪd ] сделано . Буква е в конце слова читается только тогда, когда она является единственной гласной: be [bi ] быть .

7 Звук [(j) u: ] после шипящих, согласной [r ] и сочетаний согласных, оканчивающихся на [l ] , произносится [u: ]

  • rule [ruːl ] правило, правление, власть
  • blue [bluː ] синий, голубой
  • shoot [ʃuːt ] снять, стрелять .

В остальных случаях чаше встречается [juː ]

  • few [fjuː ] мало, немного
  • use [ˈjuːs ] польза, использование, применение

В американском варианте английского языка звук [juː ] встречается существенно реже, чем в британском, что в приводимых далее транскрипциях обозначается как [(j) u: ] .

8 Слоги, закрытые согласной r или буквосочетаниями r+согласная , выделяются в отдельный, третий тип слога, с особыми правилами чтения. В двусложных словах при нескольких согласных, начинающихся с г, на границе слогов, r отходит к предшествующему слогу, остальные к последующему (включая случаи rr):

  • German [ˈdʒəːmən ] немец
  • porridge [ˈpɒrɪdʒ ] каша .

9 Наконец, если непосредственно после r , закрывающей слог, следует снова гласная, образуется открытый слог четвертого типа. Если одна буква r стоит на слоговой границе в двусложных словах, то по общему правилу слогоделения она отходит к последующему слогу, но является при этом показателем чтения предшествующей гласной по правилам слогов четвертого типа:

staring [ˈsteərɪŋ ] яркий .

10 Правила чтения открытых слогов 2 и 4 типов имеют довольно много исключений, касающихся многосложных слов, в которых гласные в указанных слогах читаются по правилам слогов закрытого типа.

11 Согласная r после гласных в слогах третьего и четвертого типа в британском варианте английскою языка не читается. Однако, если следующее слово начинается с гласной, конечные «немые» -r или -re перестают быть таковыми:

to take care of [təˈ teɪk ker əv ] заботиться . В американском варианте согласная r читается всегда.

12 Гласные e , i , y и u в слогах третьего типа дают один и тот же звук [ə: ] , а их чтение в слогах четвертого типа легко получается из алфавитного добавлением звука [ə ] .

13 Гласная o в слогах третьего и четвертого типа читается одинаково [ɔː ]

14 Буквосочетания -er -re в конце слов, дающие один и тот же гласный звук [ə ] , рассматриваются как гласная, открывающая предыдущий слог: metre [ˈmiːtə ] метр . Подобным свойством обладает и буквосочетание -le в конце слов: table [ˈteɪbl ] стол . Сонорный согласный звук [l ] . близкий по характеристикам звучания к гласным, выступает в подобных случаях в качестве слогообразующего гласного.

Изучение любого иностранного языка основывается на грамматике и фонетике. Четкие правила грамматики английского языка обычно не представляют особой сложности для понимания и применения. Правила фонетики же напротив — становятся преградой для достижения хорошего произношения. Закрытый и открытый слог в английском языке, ударное и безударное положение гласных, особое сочетание букв – это основы правил произношения звуков английского языка.

Деление слова на слоги

Прежде чем выучить все фонетические правила, следует научиться определять, где каким нужно воспользоваться. Если вы хотите правильно прочесть английское незнакомое слово, применяя правила произношения, необходимо учитывать две вещи:

  1. Правильное словесное ударение. Все правила разделены: для чтения ударных гласных звуков и для чтения безударных и нейтральных гласных звуков.
  2. Определить тип слогов. Всего выделяют четыре типа слогов: два основных и два условных. От того, закрытый или открытый слог в английском языке, зависит звук стоящей в нем гласной буквы.

Правила деления на слоги английских слов:

  • Деление слова на слоги начинается с конца слова. Как правило, каждый последующий слог начинается с согласной и чаще всего стоит после гласной буквы.
  • Немые звуки, непроизносимые гласные буквы, не входят в транскрипцию и не участвуют в делении слова на слоги.
  • К разным слогам могут относиться удвоенные согласные и сочетание двух согласных (если они не дают один звук).
  • Отдельными слогами в слове могут выступать приставки и суффиксы.
  • Временное окончание -ed является самостоятельным слогом только при полном произношении «e», если она немая, то слогом это окончание не является.
  • Окончание герундия -ing является самостоятельным слогом.
  • в сложных словах, написанных через дефис, стоит делить на слоги в отдельности каждую составляющую часть.

Самый простой способ определения количества слогов в английских словах – это ладонь под подбородком. При чтении слова по транскрипции пытайтесь тщательно выговаривать каждый звук, при этом подбородок будет касаться руки столько раз, сколько слогов в слове.

Открытый и условно открытый слог в английском языке

Понятие открытого слога в английском и нашем языках совпадает: слог, который оканчивается на гласный звук, является открытым.

Изучая фонетику современного английского языка, придают значение только ударным слогам, так как в нейтральном положении гласные буквы или произносятся нейтральными звуками, или вообще являются немыми.

Кроме понятия закрытого и открытого слога в английском языке существуют еще парный открытый и парный закрытый слог (условно открытый и условно закрытый).

Для гласных в условно открытом слоге не распространяются правила, которые предназначены для открытых слогов. Особенностью условно открытого слога является то, что после него (ударной гласной) следует буква «r» с немой «e». В этом случае, при произношении гласных букв требуется просто к алфавитному названию буквы прибавить звук [ə].

В чистом виде это правило выполняется:

  • «i» - ;
  • «u» - [(j)ʊə];
  • «y» - .
  • pure – чистый;
  • fire – огонь;
  • tyre – шина.

Две буквы укорачивают звук:

  • «a» - ;
  • «e» - [ıə].
  • care – забота;
  • here – здесь.

И только одна буква дает долгий гласный звук:

  • «o» - [ɔ:].

Пример: more – больше.

Исключение: are и were — формы глагола.

Определение ударного слога

Английский язык является языком со свободной расстановкой ударений в словах. При правильном произношении похожих по звучанию слов и соответственно при написании транскрипции главное и второстепенные ударения имеют большое значение.

Часто при определении словесного ударения в английских словах возникают трудности.

Правила основного ударения в английских словах:

  • Определить наличие приставок и суффиксов, так как приставки смещают ударение на корень, а отдельные суффиксы указывают на ударный слог своим присутствием.
    1. Суффиксы, которые всегда стоят после ударного слога:
      -ion, -ious, -ial, -ian, -iant, -iance, -ient, -ience и -ic ,-ical. Пример: republic — республика.
    2. Ударение сохраняет свою позицию (как в исходном слове) в производных словах, которые образованы добавлением суффиксов: -ly, -ful, -less, -nees, -ism, -ing, -er, -or, -(e)d, -(e)s.
  • Определяем фактические (произносимые) слоги в слове, так как между ними распределяется ударение.
  • Большинство всех употребляемых английских слов не превышает трех слогов, поэтому:
    1. Без учета префикса (приставки) ударение в словах, состоящих из 2-х слогов, приходится на первый слог;
    2. Если двухсложное слово содержит суффикс, то ударение падает на второй слог (счет слогов с право — налево).
    3. В словах, состоящих из 3-х и более слогов, ударным является третий с конца слова слог.
    4. В многосложных словах (более четырех слогов) второстепенное ударение размещается через один слог влево от главного.

    Исключения из правил составляют слова, позаимствованные из других языков:

    • canal — канал;
    • diploma — диплом;
    • tobacco — табак;
    • tomato — помидор и другие.

Правила произношения гласных букв в ударном открытом слоге

Для русскоязычных людей особенно тяжело понимание такого количества гласных звуков при минимальном количестве гласных букв. Гласные звуки бывают следующих видов:

  1. краткие гласные звуки;
  2. долгие гласные звуки;
  3. дифтонги гласных звуков (сочетание 2х гласных).

После того, как слово разбито на слоги и правильно определено основное ударение, можно прочитать слово, руководствуясь следующими правилами:

«Основное правило»

В ударном открытом слоге открытая гласная буква читается как в алфавите:

  • «a» — ;
  • «o» – [əʊ]; Исключения: «o» – [Λ] после «m», «th», «n» и «v». Примеры some, dove, come.
  • «u» – как , если буква стоит после:
    1. буквы «r»: rude - грубый;
    2. согласной+l: flute - флейта;
    3. шипящего звука: June – июнь.
  • «e» – , удвоение буквы «e» – . Пример: see – видеть. Буква «e» является немой в конце слова, кроме односложных, где она единственная гласная. Пример: he – он, me – я, be – быть.
  • «i» – . Исключение: «i» – [ı] только в произношении глагола «to give».
  • «y» – .

Случаи, когда звуки: «a», «i», «u» заканчивают ударный слог, является не совсем естественными для английской речи, и это свидетельствует об иностранном происхождении или о сокращении слова.

Чтение гласной зависит от соседствующих с ней букв и от типа слога, в котором она находится.

Открытый слог

Слог считается открытым, если он заканчивается на гласную (to-tal, ri-val, bi-ble, mo-tor). Гласная в этом случае дает долгий звук — то есть, читается как в алфавите. К этому типу относятся слова и с немой «e». Например:

  • take
  • Pete
  • kite
  • nose
  • cute

Некоторые односложные слова также представляют собой открытые слоги. Например, me, she, he и no, so, go.

Закрытый слог

Закрытый слог — самая распространенная орфографическая единица английского языка; он составляет около 50% слогов в тексте. Закрытый слог заканчивается на одну или более согласных, и гласная буква в этом случае читается кратко.

В английском языке много односложных слов закрытого типа (cat, pin, hen). Если к ним добавляется , начинающийся на гласную, согласная перед ним удваивается. Это делается для того, чтобы избежать изменения звука. Например:

  • hat — hatt er
  • pin — pinn ed
  • hot — hott est
  • red — redd ish
  • cut — cutt ing

Слог «гласная + r»

Третий тип слога — тот, в котором за гласной следует буква «r». Гласная при этом дает долгий звук, а сама «r» не читается (в ).

  • car
  • herb
  • girl [ɡɜːl]
  • form
  • turn

Удвоенная «r» не влияет на звучание гласной. В этом случае слог читается как закрытый. Сравните:

  • smir k — mirr or [ˈmɪrə]
  • cur l — curr ent [ˈkʌr(ə)nt]
  • por t — torr ent [ˈtɒr(ə)nt]

Слог «гласная + re»

В слоге этого типа буква «r» также не читается, а гласная образует дифтонг.

  • dare
  • mere
  • hire [ˈhaɪə]
  • core
  • pure

Слог «согласная + le»

Иногда этот слог выделяется отдельно — он встречается только в конце слова. Если перед -le стоит одна согласная, слог читается как открытый. Если же перед -le стоит две согласных, он читается как закрытый. Сравните:

  • tabl e [ˈteɪbl] — dabbl e , titl e [ˈtaɪtl] — littl e [ˈlɪtl]
  • bugl e — struggl e [ˈstrʌɡl], rifl e [ˈraɪfl] — sniffl e [ˈsnɪfl]

Не каждая согласная встречается в сочетании с -le . Вот те, что характерны для английского языка:

  • -ble (bubble) -fle (rifle) -stle (whistle) -cle (cycle)
  • -gle (bugle) -tle (brittle) -ckle (pickle) -kle (tinkle)
  • -zle (dazzle) -dle (bridle) -ple (staple)

Сочетания гласных (диграфы)

Диграфом называется сочетание двух букв, которые произносятся как один звук. В случае гласных это может быть долгий, краткий звук или дифтонг. Чаще всего диграфы встречаются в старых англо-саксонских словах, произношение которых претерпевало изменения в течение сотен лет: thief, boil, hay, boat, straw. Они читаются по особым правилам, но в них множество исключений, поэтому такие слова нужно заучивать постепенно и систематически.

Основные гласные диграфы

Написание Произношение Примеры
ai / ay [ eɪ ] bait, hay
au / aw [ ɔː ] taunt, draw
ea [ i: ] meat, deal
[ e ] bread, steady
ee [ i: ] feed, reel
ei [ eɪ ] feint, vein
[ i: ] (после c ) ceiling, receive
eu / ew [ ju:] feud, strewn
ie [ i: ] thief, priest
oa [ əʊ ] coat, goal
oi / oy [ ɔɪ ] coin, toy
oo [ u: ] root, food
[ ʊ ] (перед k ) book, look
ou [ aʊ ] loud, noun
[ u: ] soup, ghoul
ow [ aʊ ] cow, howl
[ oʊ ] know, low

Сочетание гласных не является диграфом, если эти гласные относятся к разным слогам. В этом случае первая гласная читается как в открытом слоге, а вторая оказывается в безударном положении и дает звук [ə]. Например: lion ["laɪən], diet [ˈdaɪət].

Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы -скать.

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»