Конспект по литературному чтению В. Бианки "По следам". Урок литературного чтения. В. Бианки. По следам план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему Разговор птиц и зверей — Пришвин М.М

Урок 87 (на диске) Тема : В. бианки. «по следам»

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством В. Бианки; учить давать характеристику персонажа на основе его поступков; совершенствовать речевые умения, развивать умение рассуждать; учить составлять план; воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: портрет В. Бианки; толковый словарь; схема «Следы»; карточки для игры «Книга зимы»; книги В. Бианки.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения.

2. Выставка рисунков к стихотворению А. Башлачева «Рождественская».

– Подберите строчки из стихотворения к своим рисункам.

– Какие чудеса происходят в Новогоднюю ночь и в Рождество?

– Что вы знаете о Санта-Клаусе, о Деде Морозе?

– Как удалось поэту, взрослому человеку, так по-детски почувствовать и передать ощущение праздника?

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите выставку книг.

1. Речевая минутка.

Учащиеся выразительно читают с доски стихотворение «Стометровка».

Что для зайца

Стометровка?

Как стрела

Летит косой!

Вот что значит

Тренировка

Вместе с тренером

В. Левановский

2. Работа с произведением до чтения.

– Прочитайте название произведения В. Бианки.

– Что такое след?


– Когда и на чем отчетливо видны следы животных в лесу?

– Следы каких животных вы видели?

– Кто герои произведения «По следам»?

– Где будут происходить события?

Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.

Кто был? Что делал?

Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пойдет снег, и тогда, точно кто страницу перевернул, – снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».

Пролистайте произведение В. Бианки. К какому жанру оно относится? Почему?

3. Чтение первой части рассказа.

Читают заранее подготовленные учащиеся.

Вопросы после чтения.

– Назовите героев рассказа.

– Почему Егорке стало скучно?

– Где живут Егорка и папа? Почему?

– Чем заинтересовал неизвестный зверь мальчика? Что он решил?

– Сколько лет Егорке?

– Как воспитывал отец сына?

– Какой подарок отец привез Егорке из города?

– Прочитайте, как в тексте объясняется значение слова «фузея».

Замело – засыпало снегом.

Тятька – отец.

Сапоги валеные – валенки.

Куропачи – куропатки.

Дух заняло – замер.

Без дела валандался – бездельничал.

Охота пуще неволи – очень желать чего-то.

Почему мальчонке не промяться – надо прогуляться.

Расправа коротка – быстро наказал.

Отберу фузею – отберу ружье.

Мигом обернусь – быстро вернусь.

4. Чтение второй части рассказа.

Вопросы после чтения.

– Когда лесник заволновался, что нет дома сына?

– Прочитайте слова, которые показывают, что отец беспокоится и ждет сына.

– Прочитайте описание леса.

– Что услышал лесник? Отчего он вздрогнул?

– Почему же отец поспешил в лес?

– Подчеркните слова-действия отца. Прочитайте их.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

5. Чтение третьей части рассказа.

Вопросы после чтения.

– Объясните значение слов и выражений:

Темь в лесу – хоть плачь – темно; от страха хочется плакать.

Еловые лапы – ветви ели.

Деревья плотной стеной – густой, частый лес.

Вой оборвался – стало тихо.

Тишь такая прямо ушам больно – очень тихо.

Двинулся наугад – шел, не зная дороги.

– О чем говорится в этой части?

– Какие слова повторяются несколько раз? Почему? (Тихо. Темно.)

– Куда вернулся лесник?

6. Чтение четвертой части рассказа.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

Вопросы после чтения.

– Объясните выражение «мутный забелел свет за окошком». (Начало рассветать.)


– Прочитайте, как изменился (постарел) лесник?

– Почему он так изменился?

– Зачем отправился лесник в лес?

– Какие птицы оставляют следы крестиком?

– Что вы узнали про сорок?

– Какие следы у белки? Прочитайте.

– Объясните значение слов и выражений.

Наст – слой снега.

Малики – заячьи следы.

Густо натропили зайцы – много заячьих следов.

Лыжные борозды – следы от лыж.

Лихой охотник – настоящий, отважный охотник.

– Какие чувства испытывает отец, идя по следу сына?

– По каким следам шел лесник?

– Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?

– Закончился ли путь лесника по следам?

7. Чтение пятой части рассказа.

Учитель читает текст.

Вопросы после чтения.

– Какие следы увидел лесник?

– Объясните слова и выражения:

След стал колесить – следы были запутаны.

Сроду не видано – не видел раньше, с рождения.

Ногу перебил – ранил.

Желторотый охотник – неопытный.

Подранок – раненный охотником зверь.

– Почему лесник стал торопиться? (Начался снег. Он засыпает следы.)

8. Игра «Книга зимы».

1) Определи, каким животным принадлежат эти следы.

2) Наблюдай, следы каких животных появляются на снегу около дома, школы, в лесу.

3) Как ты думаешь, что можно узнать о животном по его следу?

V. Итог урока.

– С каким произведением мы начали знакомство?

– Что вы знаете о В. Бианки?

– О чем его произведение?

– Что случилось в лесу?

https://pandia.ru/text/77/494/images/image003_22.jpg" width="752" height="804">

Урок 88 (на диске) Тема: В. Бианки. «по следам».
проверочная работа по разделу «поет зима, аукает…»

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством В. Бианки; вызвать у учащихся соответствующий содержанию эмоциональный настрой, прогнозируя характер текста (прием антиципации); развивать речь, обогащать словарный запас; воспитывать чуткость по отношению друг к другу, интерес к чтению.

Оборудование: проверочная работа; толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение фрагментов рассказа.

2. Озаглавливание 1–5-й частей рассказа.

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы продолжим чтение рассказа В. Бианки «По следам».

– Почему лесник без промедления должен был идти по следам?

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

Учащиеся выразительно читают с доски считалку.

Прыг да скок,

Прыг да скок,

Скачет зайка –

Серый бок.

По лесочку

Прыг-прыг-прыг,

По снежочку

Тык-тык-тык.

Под кусточком присел,

Схорониться захотел.

Кто его поймает, тот и водит.

2. Чтение шестой части рассказа.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

Вопросы после чтения.

– Объясните значение слов и выражений:

Лес редкий, широкоствольный – лиственный лес.

Схватил мертвой хваткой – очень сильно.

Настигли – догнали.

– Почему возрастала тревога отца?

– Когда он потерял последнюю надежду?

3. Чтение седьмой части рассказа.

Учащиеся читают по ролям.

– Какие чувства вы испытали при чтении этого текста?

– Сравните значение глаголов:

Простонал – сказал тихо.

Вскочил – быстро, резко встал.

Вскрикнул – резко выкрикнул.

Кинулся побежал.

4. Чтение восьмой части рассказа.

Учащиеся самостоятельно читают про себя.

Вопросы после чтения.

– Объясните значение слов и выражений:

Овчина – шкура овцы.

Сдрейфил – испугался.

Невдомек – не догадывался, не знал.

Оттепель – потепление зимой.

Расходилась метель – началась сильная метель.

– Кого же ранил Егорка?

– Почему лесник не догадался, что это был барсук?

– Что обещал лесник сыну?

Физкультминутка

V. Работа по теме урока.

1. Озаглавливание частей.

Запись на доске:

1) Просьба Егорки.

2) Вой волков.

3) В какой стороне дом?

4) Лесная книга.

5) Подранок.

6) Выстрел лесника.

7) Егорка на дереве.

8) Барсук.

2. Пересказ рассказа от лица лесника и от лица мальчика.

3. Проверочная работа по разделу.

Задание 1 . Укажите автора строчки – названия раздела «Поет зима, аукает…»). Подчеркните.

К. Бальмонт

С. Есенин

И. Бродский

Задание 2. Соедините автора и название произведения.

Задание 3 . Подчеркните произведения В. Бианки:

«Чей нос лучше?»

«Кот в сапогах»

«Лесные домишки»

«По следам»

Задание 4. Объясните значение слов.

Пороша; Озябли; Шаль; Чадит; Малики.

VI. Итог урока.

– Как вы понимаете, что такое лесная книга?

– Что по ней прочитал лесник?

– Определите главную мысль рассказа.

– Хотелось ли вам иметь такого друга, как Егорушка? Почему?

– Почему этот рассказ помещен в разделе «Поет зима, аукает…»?

– Назовите всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе?

– Каких из них вы видели? О каких читали?

VII. Домашнее задание: пересказ 7–8-й частей рассказа; подготовиться к сочинению, темы которого даны на с. 65 учебника; подобрать эпитеты, цитаты.

Класс: 3

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Оборудование : учебник “В одном счастливом детстве” (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), портрет В.В Бианки, выставка книг, толковые словари, презентация, карточки с заданием (к игре “Внимательный читатель”).

Ход урока

I. Вызов (погружение в тему)

Звучит музыка (слайды 1-5 ).

Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.

Снег летает и сверкает
Словно пухом устилает
Все долины и поля...
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.

(слайды 6-7 ) Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал, “что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, который кругом меня, надо мной и подо мной”.

Догадались, о ком идет речь. Давайте проверим себя. На помощь придет кроссворд.

Кроссворд (слайд 8)

  1. “Залез муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там на земле, его родной муравейник чуть виден” (“Как муравьишка домой спешил”)
  2. “Береговушке очень понравился её шалашик из сухой травы и мха. – Тут и пол, и стены, и крыша” (“Лесные домишки”)
  3. “На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит – дуб, в дубу – дырка с кошачью голову” (“Теремок”)
  4. “Надоело Щенку гонять кур по двору. “Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами” (“Первая охота”)
  5. “Наладили парус, посадили мышонка в долблённое судёнышко и пустили по течению” (“Мышонок Пик”)

Определите жанр данных произведений? (сказка)

Кто герои этих сказок? (животные)

Только ли В.В. Бианки писал сказки? Докажите.

II. Осмысление

Работа с текстом

Дома вы прочитали рассказ В.Бианки? Кто его главные герои? (мальчик Егорка, лесник )

Откроем рассказ.

Что вы узнали об этом мальчике? Давайте соберем всю фактологическую информацию. (Сын лесника, 13 лет, живет с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает сына в строгости., многому его научил: читать следы, ориентироваться в лесу, стрелять. Егорка любит охотиться.)

Егорка любит охотиться. Докажите словами текста. (Загорелось Егорке – сейчас в лес бежать. Охота пуще неволи.)

А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи – и в лес.

Выполнил ли Егорка свое обещание, которое он дал отцу? (Мигом вернусь)

Обратите внимание на предложения во второй части: Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. Прислушался – ничего не слыхать. Прочитайте их выразительно. А почему именно с такой интонацией? (предложения короткие, передают состояние отца: переживает, волнуется).

Что еще помогает В. Бианки передать состояние отца, напряженность момента? (описание природы: Темь в лесу – хоть плач! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной – не продерёшься. А впереди волки. В голос тянут...)

Докажите словами текста состояние тятьки? (Голову на руки уронил, да так и замер. Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.)

Мутный забелел свет за окошком. А почему автор не написал, что “начало рассветать”? (Рассвет мы видим глазами лесника: не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)

Приладил лыжи, бежит лесник, сам глазами по снегу шарит. Почему? Зачем? Для чего? (с.69 - учебник)

Мы проведем игру “Внимательный читатель” и узнаем, какая группа внимательно умеет читать. Работа по карточкам (приложение).

Слайды 10-15

  • Следы сороки (с. 69)
  • Следы белки (с. 69)
  • Следы зайца (с.70)
  • Следы куропатки (с.70)
  • Следы лисьи (с.66, 70)
  • Следы барсука (с.70,71, 73)
  • Волчьи следы (с.71) - (страницы учебника)

Проблемный вопрос

1.- Поразмышляем и ответим на вопрос: Какие следы в зимнем лесу может оставить человек? (слайд 16 )

А в произведении В. Бианки какие еще следы оставил Егорка, которые прочитал лесник?

(С.69 – Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там ее и стукнул. Свалил в снег с ветки;

С.71 – Догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нем, серая жесткая шерсть.)

2. - Давайте посмотрим на еще одно значение СЛЕД – перено сное. В каком значении может еще употребляться слово след?

Работа со словарями по группам (перено сное: действия, дела, поступки).

Составление синквейна на тему “След человека” (работа в группах или в парах)

След человека
Добрый, негативный
Радует, помогает, огорчает
Один поступок может повлиять на целую человеческую жизнь.
Творить добро

След человека
Злой, добрый
Обижает, радует, помогает
Хорошие люди умирают, а дела их живут
Творить добро

След человека
Отрицательный, добрый
Радует, обижает, веселит
Красив человек, да некрасивы его поступки
Поступки

(слайд 17 ) - Какой след оставил В. Бианки? Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, показал всю красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Виталия Валентиновича Бианки.

Книги В. Бианки – это радость общения с природой, радость постоянных открытий. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ее любить и беречь, умножать ее богатства. Если вы еще не открыли для себя художественный мир писателя, поспешите это сделать.

III. Рефлексия

Зажмите руку в кулачок и...

Кому было интересно – разожмите мизинец;

Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

Кому работа в паре была полезна – средний;

Кто помогал работе в группе – указательный;

Кому урок понравился – большой.

Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.

IV. Домашнее задание

Творческая работа (по выбору):

1. Синквейн на тему “Книги В.Бианки” (пример приведен ниже)

Книга
Интересная, познавательная
Учит наблюдать, понимать, любить
Радость общения с природой
Друг человека

2. Составить диафильм (выполнение задания осуществляется в группе)

3. “Знаю, узнал, хочу узнать” (составление таблицы по творчеству писателя)

Рассказ входит в обязательное чтение во втором классе,а встречается редко.Прочтите его своим детям.

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.
Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!
Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.
Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.
Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!
Отец у окошка сапоги валяные подшивает.
- Тять, а тять!
- Чего тебе?
- Дозволь в лес: куропачей пострелять!
- Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!
- Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.
Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!
Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…
- Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.
Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.
Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.
- Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.
- То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!
А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.
Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.
Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.
Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.
Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?
Поел. Вышел на крыльцо.
Темь непроглядная.
Прислушался - ничего не слыхать.
Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?

Воууу-уу!..
Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:
- Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!
Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!
- Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.
Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»
Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.
А впереди волки. В голос тянут:
- Вуу-ооуууу!..
Лесник остановился; выстрелил ещё.
Нет ответа. Только волки.
Плохое дело!
Опять стал продираться сквозь чащу. Шёл на волчий голос.
Только успел подумать: «Воют, - пока, значит, ещё не добрались…» Тут разом вой оборвался. Тихо стало.
Прошёл лесник ещё вперёд и стал.
Выстрелил. Потом ещё. Слушал долго.
Тишь такая - прямо ушам больно.
Куда пойдёшь? Темно. А идти надо.

Двинулся наугад. Что ни шаг, то гуще.
Стрелял, кричал. Никто не отвечает.
И опять, уж сам не зная куда, шагал, продирался по лесу.
Наконец совсем из сил выбился, осип от крика.
Стал - и не знает, куда идти: давно потерял, в какой стороне дом.
Пригляделся: будто огонёк из-за деревьев? Или это волчьи глаза блестят?
Пошёл прямо на свет. Вышел из лесу: чистое место, посреди него изба. В окошке свет.
Глядит лесник, глазам не верит: своя изба стоит!
Круг, значит, дал в темноте по лесу.
На дворе ещё раз выстрелил.
Нет ответа. И волки молчат, не воют. Видно, добычу делят.
Пропал парнишка!
Скинул лесник лыжи, зашёл в избу. В избе тулупа не снял, сел на лавку. Голову на руки уронил да так и замер.
Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник.
Мутный забелел свет за окошком.
Лесник поднялся. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.
Сунул за пазуху хлеба краюху, патроны взял, ружьё.
Вышел на двор - светло. Снег блестит.
Из ворот тянутся по снегу две борозды от Егоркиных лыж.
Лесник поглядел, махнул рукой. Подумал: «Если б луна ночью, может, и отыскал бы парнишку по белотропу. Пойти хоть косточки собрать! А то бывает же такое! - может, и жив ещё?..»
Приладил лыжи и побежал по следу.
Борозы свернули влево, повели вдоль опушки.
Бежит по ним лесник, сам глазами по снегу шарит. Не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге.
А в книге той записано всё, что с Егоркой приключилось за ночь.
Глядит лесник на снег и всё понимает: где Егорка шёл и что делал.
Вот бежал парнишка опушкой. В стороне на снегу крестики тонких птичьих пальцев и острых перьев.
Сорок, значит, спугнул Егорка. Мышковали тут сороки: кругом мышиные петли-дорожки.
Тут зверька с земли поднял.

Белка по насту прыгала. Её след. Задние ноги у неё длинные - следок от них тоже длинный. Задние ноги белка вперёд за передние закидывает, когда по земле прыгает. А передние ноги короткие, маленькие - следок от них точечками.
Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там её и стукнул. Свалил в снег с ветки.
«Меткий парнишка!» - думает лесник.
Глядит: здесь вот Егорка подобрал добычу и дальше пошёл в лес.
Покружили, покружили следы по лесу и вывели на большую поляну.
На поляне Егорка, видать, разглядывал заячьи следы - малики.

Густо натропили зайцы: тут у них и петли и смётки - прыжки. Только Егорка не стал распутывать заячьи хитрости: лыжные борозды прямо через малики идут.
Вон дальше снег в стороне взрыхлён, птичьи следы и обгорелый пыж на снегу.
Куропатки это белые. Целая стая спала тут, в снег зарывшись.
Услышали птицы Егорку, вспорхнули. А он выпалил. Все улетели; одна шмякнулась. Видно, как билась на снегу.
Эх, лихой рос охотник: птицу на лету валил! Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся.
Заторопился лесник дальше, сами ноги бегут, поспевают.
Привёл след к кусту - и стоп!
Что за леший?

Остановился Егорка за кустом, толчётся лыжами на месте, нагнулся - и рукой в снег. И в сторону побежал.
Метров сорок прямо тянется след, а дальше колесить стал. Э, да тут звериные следы! Величиной с лисьи, и с когтями…
Что за диковина? Сроду такого следа не видано: не велика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди!
Кровь на снегу: пошёл дальше зверь на трёх. Правую, переднюю, Егорка ему зарядом перешиб.
Колесит по кустам, гонит зверя.

Где уж тут было парнишке домой ворочаться: подранка разве охотник бросит?
Только вот что за зверь? Больно здоровые когтищи! Тяпнет такими по животу из-за куста… Парнишке много ли надо!
Глубже и глубже в лес лыжный след - сквозь кусты, мимо пней, вокруг поваленных ветром деревьев. Ещё на корягу налетишь, лыжу поломаешь!
Эх, желторотый! Заряд, что ли, бережёт? Вот это место - за вывороченными корнями - и добить бы зверя. Некуда ему тут податься.
А руками разве скоро возьмёшь? Сунься к нему, к раненому! Обозлённый-то и хомячишко в руки не дастся, а этот зверь, видать, тяжёлый: дырья от него в снегу глубокие.
Да что же это: никак снег падает? Беда теперь: занесёт след, тогда как быть?
Ходу! Ходу!
Кружит, колесит по лесу звериный след, за ним лыжный. Конца не видно.
А снег гуще, гуще.
Впереди просвет. Лес пошёл редкий, широкоствольный. Тут скорей ещё следы засыпает, всё хуже их видать, трудней разбирать.
Вот наконец: догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нём, серая жёсткая шерсть.
Поглядеть надо по шерсти-то, что за зверь такой. Только неладно тут как-то наслежено… На оба колена парнишка в снег упал…
А что там впереди торчит?
Лыжа! Другая! Узкие глубокие ямы в снегу: бежал Егорка, провалился…
И вдруг - спереди, справа, слева, наперерез - машистые, словно собачьи, следы.
Волки! Настигли, проклятые!
Остановился лесник: на что-то твёрдое наткнулась его правая лыжа.
Глянул: бердана лежит Егоркина.
Так вот оно что! Мёртвой хваткой схватил вожак за горло, выронил парнишка ружьё из рук, - тут и вся стая подоспела…
Конец! Взглянул лесник вперёд: хоть бы одёжи клок подобрать!
Будто серая тень мелькнула за деревьями. И сейчас же оттуда глухое рычание и тявк, точно псы сцепились.
Выпрямился лесник, сдёрнул ружьё с плеча, рванул вперёд.

За деревьями над кучей окровавленных костей, оскалив зубы и подняв шерсть, стояли два волка. Кругом валялись, сидели ещё несколько…
Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов.
Ружьё крепко отдало ему в плечо. Он покачнулся и упал в снег на колени.
Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было.
В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!»
Лесник зачем-то снял шапку. Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.
- Тять!.. - так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.
- Егорушка! - простонал лесник.
- Сними, тять!

Лесник испуганно вскочил, обернулся… На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.
- Сынок! - вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.
Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу.
Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться - Егорка пристал, лепечет одно:
- Тять, бердану мою подбери, бердану…

* * *

В печи жарко пылал огонь. Егорка лежал на лавке под тяжёлой овчиной. Глаза его блестели, тело горело.
Лесник сидел у него в ногах, поил его горячим чаем с блюдечка.
- Слышу, волки близко, - рассказывал Егорка. - Сдрейфил я! Ружьё выронил, лыжи в снегу завязли, бросил. На первое дерево влез, - они уж тут. Скачут, окаянные, зубами щёлкают, меня достать хотят. Ух, и страшно, тятя!
- Молчи, сынок, молчи, родимый! А скажи-ка, стрелок, что за зверя ты подшиб?
- А барсука, тятя! Здоровый барсучище, что твоя свинья. Видал когти-то?

Барсук, говоришь? А мне и невдомёк. И верно: лапа-то у него когтистая. Ишь, вылез в оттепель, засоня! Спит он в мороз, редкую зиму вылезет. Погоди вот - весна придёт, я тебе нору его покажу. Знатная нора! Лисе нипочём такой не вырыть.
Но Егорка уже не слышал. Голова его свалилась набок, глаза сами закрылись. Он спал.
Лесник взял у него из рук блюдце, плотней прикрыл сына овчиной и глянул в окно.
За окном расходилась метель. Сыпала, сыпала и кружила в воздухе белые лёгкие хлопья - засыпала путаные лесные следы.

***

Вопросы и ответы по рассказу

Как вы думаете, какую основную мысль хотел высказать Виталий Бианки в своем рассказе? (Нужно хорошо знать жизнь леса, чтобы спасти себе жизнь).

Конспект урока по чтению.

Тема: В. Бианки «По следам».

Учебник «В океане света» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева 3
класс, 2 часть.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки.

Задачи:
Образовательная:
Познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
Закрепить умения учащихся работать с художественным произведением (выделять в тексте главное и составлять план);
Совершенствовать навыки чтения;
Развивающая:
Развить память, мышление, воображение;
Способствовать развитию устной речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности);
Воспитывающая:
Воспитать читательскую самостоятельность, внимательность.

Метод обучения: словесный, работа с книгой.

Форма обучения: беседа, чтение, составление плана.

Этапы урока:
I Оргмомент (30 с).
II. Проверка домашнего задания (5 - 7).
III. Сообщение темы урока (1 - 2 мин).
IV Подготовительная работа к восприятию текста (5 – 7 мин).
V. Анализ произведения (15 мин).
VI. Физминутка (1 мин).
VII Итог урока (5 мин).
VIII Домашние задание (1-2).
Ход урока:
Оргмомент.
- Здравствуйте, дети! Давайте подготовимся к уроку. Встанем все красиво:
выпрямим спинки, поднимем головки, ручки опустим. Теперь я вижу, что
вы готовы к уроку. Можете садиться!
Проверка домашнего задания.
- Ребята, скажите, что вам было задано на дом? (выучить наизусть стихотворение).
- Кто хочет рассказать стихотворение? Выходи к доске. А остальные внимательно слушают. (Потом читают стихотворение Слюсоренко Оля, Мендарева Ксюша, Санин Егор, Трифанов Дима, Бородина Маша).
- Молодцы! Остальных я спрошу попозже.
III. Сообщение темы урока.
- На прошлых занятиях мы читали с вами стихи о зиме в городе. Сегодня на уроке мы отправимся в загадочный, таинственный зимний лес вместе с автором В. Бианки.
IV. Подготовительная работа.
- Вы уже немного знакомы с этим писателем. Скажите, пожалуйста, о чем же пишет В. Бианки? (о природе, животных). Какие его произведения вы читали? (ответы детей). Я смотрю, вы хорошо знаете произведения В. Бианки, и вам не составит труда ответить на такой вопрос: «Какой же идеей проникнуты его произведения?» (Знайте и любите свою природу.)
- Верно! В. Бианки обращает наше внимание на то, как живут животные в лесу, что интересного может происходить в природе.
- Ребята, давайте откроем учебники на стр. 80. С каким произведением В. Бианки мы познакомимся сегодня на уроке? Прочитайте название? (По следам)
- Как вы думаете, кто его герои? (дикие животные) А где будут происходить события? (в лесу) Как вы догадались? (потому что в лесу мы можем увидеть следы диких животных) Ребята, а каких диких животных можно увидеть зимой в лесу? (лису, зайца, волка, лося и др.)
-Сейчас мы совершим путешествие по следам. Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идем.
«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.
Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был? (зайцы).
Идем дальше по белой равнине Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал (лось)».
(По В. Алферову)
- Кому понравилась лесная прогулка, поднимите руки? Хорошо.
- А какой след в лесу может оставить человек? Как вы думаете? (Он может оставить след на снег)
- Ребята, сейчас мы узнаем по чьим следам и зачем отправляются герои произведения В. Бианки «По следам». Мы с вами будем читать рассказ, и по ходу чтения озаглавливать части. Так что будьте внимательны!
V. Анализ текста.
- Читаем первую часть про себя.
- А теперь ответьте на мой вопрос: «Почему Егорке стало скучно?» (потому что целый день сидит в избушке)
- Где живут Егорка и отец? (В лесу) Почему? (Потому что отец Егорки работает лесником)
- Чем заинтересовал неизвестный зверь мальчика? (следы у этого зверя были интересные) Что он решил? (выследить диковинного зверя)
- Что еще вы узнали о Егорке и его отце7 Какие у них были отношения? (Егорка уважал и любил отца. Отец воспитывал мальчика в строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы по снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоится о его безопасности.)
VI. Физминутка.
Словарная работа.
- Ребята, объясните, как вы понимаете следующие слова:
стадо куропачей (стая куропаток);
сапоги валенные (валенки);
без дела валандался (бездельничал);
охота пуще неволи (очень желать чего-то);
фузея, бердана (ружье, одноствольное)
- Подумайте, какими словами из текста можно озаглавить первую часть? (ответы детей)
- А я озаглавила первую часть так: «Следы таинственного зверя.»
- Читаем вторую часть про себя. (дети готовят вопросы по ходу чтения. Затем перечитывают вслух и задают вопросы).
Возможные вопросы:
- Когда лесник заволновался, что нет дома сына?
- Какие слова выражения доказывают, что отец беспокоится и ждет сына?
- Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы?
- От чего вздрогнул лесник?
- Почему отец поспешил в лес?
- Ребята, подчеркните в тексте слова-действия отца(Поел, вышел, прислушался, стоит, вздрогнул, екнуло в груди, заскочил в избу, выбежал, вскинул двустволку). Почему в такой последовательности автор использует эти слова? (нарастает напряжение, волнение)
- Ребята, какие слова вам не понятны? (предполагаемые ответы детей)
- Как можно озаглавить вторую часть?
- Посмотрите как озаглавила эту часть я:
- Третью часть читает вслух Катя Царева.
- Продолжает читать Санин Егор.
- О чем говорится в этой части? (Как лесник искал в ночном лесу сына).
- Какие слова повторяются много раз? (тихо, темно). Чем это объясняется?
- В этой части автор использует очень короткие предложения, с разной интонацией. Почему?
- Что вы почувствовали прочитав эту часть? О чем задумались?
- Давайте озаглавим эту часть.
- Четвертую часть начинает читать Волабуева Настя. Остальные внимательно следят по тексту.
После первого предложения.
- Ребята, как можно сказать по-другому? (начало рассветать) Как вы думаете, почему авторский вариант удачнее? (рассвет мы видим глазами лесника, который не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)
- Настя, продолжай дальше читать.(после первого абзаца)
- Почему так изменился лесник?
- Зачем отправился лесник в лес?
- Почему он мог «читать по снегу, как по книге» ?
- Какие птицы оставляют следы крестиком? Что вы узнали про сорок?
- А у белки какие следы? (Вытянутые, продолговатые следы, а за ним точки)
- Что такое наст?
- Что это за малики?
- Продолжает читать Люкина Даша.
- Какие чувства отец испытывает, идя по следу сына? (тревогу, надежду, гордость за сына).
- Повторите путь лесника, по каким следам он шел? (Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, малики, куропаток, обгорелый пыж)
- Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?
- Озаглавьте 4-ю часть.
- Закончился ли путь лесника по следам? Куда они приведут?
- Ребята, сядьте все ровненько. Сейчас я буду читать, а вы внимательно слушайте.
- Какие следы удивили лесника? Расскажите, как они выглядят.
- Что такое подранок? Как вы поняли? (Раненный охотником зверь)
- Почему эта часть кончается словами: «Ходу! Ходу!»?
- Как можно озаглавить 5-ю часть?
VII. Итог урока.
- Ребята, произведение какого автора мы только что прочитали? (В. Бианки)
- Как называется его рассказ? (По следам)
- Что вы узнали нового и интересного из прочитанных частей? (кто шел по следам, почему, но еще не узнали, куда приведут следы)
- Это вы узнаете дома.
VIII. Домашнее задание.
- откройте свои дневники и запишите задание на следующий урок:
Дочитать рассказ, озаглавить части (задание 1 в тетради, с. 36).
Ответить на вопросы (с. 87)
- Спасибо вам большое за работу. Вы сегодня хорошо поработали.


Приложенные файлы

М, "С-ИНФО"."БАЛЛАС", 1994 г.

В аудио сборник "По следам +" вошли следующие произведения из школьной программы 3-го класса: Александр Башлачёв стихотворение "Рождественская"; Валентин Берестов стихотворения "Сказка" и "Прощание с другом"; Виталий Бианки рассказы "По следам" и "Неслышимка", Иосиф Бродский "Вечером"; Иосиф Дик стихотворение "Красные яблоки"; Юрий Ким рассказ "Летучий ковер"; Юрий Коваль рассказ "Капитан Клюквин"; Юрий Коринец стихотворения "Белая ночь" и "Последнее яблоко", рассказы "Подарки под подушкой" и "Ханг и Чанг"; Осип Мандельштам стихотворения "Калоша" и "Рояль", Юнна Мориц стихотворения "Малиновая кошка", "Любимый пони", "Пони"; Булат Окуджава стихотворение " Весна", Давид Самойлов стихотворение "Город зимний", Генрих Сапгир стихотворения "Лягушонок и мышонок", "Лесной разговор", "Леса-чудеса" и "Морская собака"; Саша Черный "Зелёные стихи".

Аудио стихотворение для детей младшего школьного возраста Александра Башлачёва "Рождественская", 1984 год. "Крутит ветер фонари/ На реке Фонтанке./ Спите, дети... До зари/ С вами - добрый ангел. Начинает колдовство/ Домовой-проказник./ Завтра будет Рождество,/ Завтра будет праздник. Ляжет ласковый снежок/ На дыру-прореху./ То-то будет...

Аудио стихотворение Валентина Берестова, "Прощание с другом" (о еже). "Он сбежал у меня на глазах./ Я его провожаю в слезах./ Мы с ежом замечательно жили,/ Уважали друг дружку, дружили,/ Позволял он потрогать брюшко./ Он с ладошки лизал молоко./ У него была милая рожица./ Не любил он колоться и ёжиться./ Но открытой/ Оставили дверь,/ И...

Аудио стихотворение Валентина Берестова "Сказка", посвященное Корнею Ивановичу Чуковскому. "Недаром дети любят сказку./ Ведь сказка тем и хороша,/ Что в ней счастливую развязку/ Уже предчувствует душа. И на любые испытанья/ Согласны храбрые сердца/ В нетерпеливом ожиданье/ Благополучного конца." Можете прочитать, прослушать онлайн или...

Аудио рассказ для детей младшего школьного возраста "Неслышимка". "...Внучка нередко сопровождала меня на прогулках... я, исподволь занимался тем, что называю "включением слуха и зрения на птицу в природе". Я обращал внимание внучки на птиц, на их крик, песни, полёт. Она у меня уже хорошо различала по голосам десятка два певчих птиц... Раз в...

"По следам" - аудио рассказ Виталия Бианки для школьников. "Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом, белый стоит лес.." Егорке шел уже четырнадцатый год. Отец купил ему фузею - ружье. Егорка отпросился у отца пострелять на знакомой полянке куропаток. До темна Егорка не вернулся из леса. А...

Лирическое аудио стихотворение Иосифа Бродского "Вечером" (1965 год) глубоко отражает настроение и мироощущение автора. Снег сено запорошил/ Сквозь щели под потолком./ Я сено разворошил/ и встретился с мотыльком./ Мотылёк, мотылёк/ От смерти себя сберёг,/ Забравшись на сеновал./ Выжил, зазимовал. Выбрался и глядит,/ как "летучая мышь" чадит,/...

Аудио рассказ Иосифа Дика "Красные яблоки" о человеческих отношениях. Валерка и Севка были приятели, не друзья. Они не чувствовали друг друга. Игра, которой они заняли свободное время, могла породить или развить в каждом из них только чёрствость, равнодушие, а то и жестокость. Когда Валеркина мама пришла домой и выяснилось, что с ней не...

Аудио стихотворение Юлия Кима "Летучий ковёр". "По синему небу/ Летучий ковёр:/ Пушистые крылья,/ Красивый узор. Захочешь повыше,/ Захочешь быстрей -/ Командуй, не бойся,/ Лети и глазей. Далёко-далёко / Округа видна./ Вот это дорога -/ Ни краю, ни дна! Вон поле, и роща,/ Река и село -/ Ну надо же, сколько/ На свете всего! А вон ещё...

Юрий Иосифович Коринец (14.01.1923-23.01.1989), аудио стихотворение "Последнее яблоко". "Ветрами на земь сбитая/ Листва в саду шуршит./ А яблоко забытое/ На яблоне висит./ Скрипят деревья чёрные:/ "Да падай же, пора!"/ Но яблоко упорное/ Опять висит с утра. Висит оно, качается,/ И осень не кончается." Можете прочитать, прослушать онлайн или...

Аудио рассказ Юрия Коринца "Ханг и Чанг" о поющих собаках, из книги "Там вдали за рекой" из 5 частей. Часть 1 о том, что две собаки лучше, чем одна, а Ханг и Чанг - две прекрасные собаки. Часть 2 - о купании собак Ханга и Чанга в ванне. Часть 3 - о совместном чаепитии дяди, племянника, Ханга и Чанга. Часть 4 - о том, как дружное...

Юрий Коринец, аудио рассказ "Подарки под подушкой" из книги "Там, вдали за рекой": "Часть 1. В детстве я получал очень много подарков. Во-первых, конечно, в мой день рождения... Я просто купался в этих подарках!.. Я получал подарки 1 Мая, 7 ноября, 1 сентября и в Новый год... Ещё я получал подарки за хорошее поведение, за хорошие отметки, за...

Юрий Иосифович Коринец, 1923 - 1989 годы жизни, аудио стихотворение "Белая ночь". "Солнце и звёзды горят до утра/ В бледном соседстве луны./ Вьётся бесцветное пламя костра,/ Ночью не спят валуны. Море не спит, реки не спят,/ Тихо струится вода./ В белую, белую ночь/ Мне не уснуть никогда. Вижу в тумане я детство моё -/ Бродит на том берегу./...

Аудио стихотворение Осипа Мандельштама "Рояль", 1926 год. "Мы сегодня увидали/ Городок внутри рояля./ Целый город костяной,/ Молотки стоят горой. Блещут струны жаром солнца,/ Всюду мягкие суконца,/ Что ни улица - струна/ В этом городе видна." Предлагаем прочитать, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио стихотворение...

Аудио стихотворение Осипа Мандельштама "Калоша", 1926 год, (из детских стихотворений). "Для резиновой калоши/ Настоящая беда,/ Если день - сухой, хороший,/ Если высохла вода./ Ей всего на свете хуже/ В чистой комнате стоять:/ То ли дело шлёпать в луже,/ Через улицу шагать!" Предлагаем прочитать, слушать онлайн или скачать бесплатно и без...

Аудио стихотворение Юнны Мориц, "Пони" - совершенно удивительное, как все стихи Юнны Мориц, будет в душах чувства доброты, справедливости. "Пони девочек катает,/ Пони мальчиков катает,/ Пони бегает по кругу/ И в уме круги считает. А на площадь вышли кони,/ Вышли кони на парад!/ Конь по имени Пират/ Вышел в огненной попоне./ И заржал печальный...

Ещё одно аудио стихотворение Юнны Мориц о пони - "Любимый пони". "Когда на улице прохладно или жарко/ И скачет пони на работу к девяти,/ Троллейбус из троллейбусного парка,/ Автобус из автобусного парка/ Готовы вас к воротам зоопарка,/ К воротам зоопарка привезти. У пони - длинная чёлка/ Из нежного шёлка,/ Он возит тележку/ В такие края,/ Где...

Шуточное аудио стихотворение Юнны Мориц "Малиновая кошка". "У Марфы на кухне/ Стояло лукошко,/ В котором дремала/ Домашняя кошка./ Лукошко стояло,/ А кошка дремала,/ Дремала на дне,/ Улыбаясь во сне. Марфута спросонок/ Пошла к леснику/ С лукошком,/ Где кошка спала на боку./ Марфута не знала,/ Что кошка в лукошке/ Дремала на дне,/ Улыбаясь во...

Аудио стихотворение Булата Окуджавы "Весна", 1974 год. "Небо синее, как на картинке./ Утро майское. Солнце. Покой./ Улыбается жук на тростинке,/ словно он именинник какой./ Все устали от долгой метели,/ раздражительны все потому.../ Что бы там о зиме вы / ни пели,/ но длиннее она ни к чему. Снег такой, что не сыщешь/ друг друга;/ ночь...

Аудио стихотворение Давида Самойлова "Город зимний..." из сборника "Ближние страны", 1938 - 1958 г.г. Город зимний,/ Город дивный,/ Снег, как с яблонь,/ Лепестками./ Словно крыльев/ Лебединых/ Осторожное/ Плесканье. Дворники,/ Как пчеловоды,/ Смотрят снежное роенье./ И заснеженной природы/ Принимают настроенье." Предлагаем вам прочитать,...

Аудио стихотворение Генриха Сапгира "Морская собака". "Хвостик рыбки/ По ошибке/ Как-то вырос/ У соба.../ Ты собака, -/ Не собака./ Погляди-ка/ На себя./ А собака/ Заявляет,/ Рыбьим хвостиком/ Виляет:/ - Я - собака./ Допускаю,/ Что собака/ Я морская./ Но беды/ Не вижу в том,/ Пока могу/ Вилять хвостом." Можно прочитать, прослушать онлайн или...

Аудио стихотворение Генриха Сапгира, Леса-чудеса". "В леса-чудеса/ Мы поедем с тобой./ Там бродит у озера/ Лось голубой.\ Там чащу хвостом/ Подметает лиса,/ Чтоб чистыми были/ Леса-чудеса. В леса-чудеса/ Мы поедем./ Там встретимся/ С Умным Медведем,/ Заглянем к Сове/ В дупло./ В дупле у Совы/ Тепло и светло./ Две лампы -/ Два глаза совиных,/...

Генрих Вениаминович Сапгир, аудио стихотворение "Лесной разговор". "-Синица-певица,/ Что видела в нашем лесу?/ - Летала, видала/ Весну на грачином носу. - Синица-певица,/ Откуда так пахнет весной?/ - Лиловый подснежник/ Проклюнулся в чаще лесной. - Синица-певица,/ А день-то сегодня каков?/ - Высокое небо/ И пёрышки в нём облаков. -...

Генрих Вениаминович Сапгир, 1928 - 1999 годы жизни, аудио стихотворение "Лягушонок и мышонок". "В траве Лягушонок/ Увидел Мышонка./ - Какой вы чудесный!-/ Заквакал он звонко.- Ну как вы таким/ Удивительным стали?/ Немало, наверное,/ Вы испытали? Мышонок сказал:/ - Я родился весной/ И маленький был,/ Как орешек лесной. За лето подрос,/...

Аудио стихотворение Саши Чёрного "Зелёные стихи". "Зеленеют все опушки,/ Зеленеет пруд./ А зелёные лягушки/ Песенку поют./ Ёлка - сноп зелёных свечек,/ Мох - зелёный пол./ И зелёненький кузнечик/ Песенку завёл... Над зелёной крышей дома/ Спит зелёный дуб./ Два зелёненькие гнома/ Сели между труб. И, сорвав зелёный листик,/ Шепчет младший...