Профессиональная направленность личности. Методика Дж. Г. Холланда. Конвенциональный тип личности Конвенциальный тип личности


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Современный мир предлагает массу возможностей для реализации и успеха. Появляются новые профессии, требуются все новые навыки, искусство коммуникации становится все более и более важным. Подобное разнообразие может как помочь человеку устроиться в жизни, так и парализовать его способность действовать. В идеальном мире наши интересы соответствуют профессии. Но какая ситуация в реальности? Сложно провести исследования на эту тему, но вполне возможно, что большая часть населения земного шара чувствуют, что находятся не на своем месте.

В 1970 году американский ученый, профессор психологии Джон Холланд разработал теорию о шести типах личности, которая до сих пор не утратила своей популярности. Рассмотрим эти типы личности.

Реалисты

Эти люди любят хорошо упорядоченную деятельность, наслаждаются работой с объектами, инструментами и машинами.

Реалисты:

  • Хороши в обращении с техникой, но испытывают проблемы с .
  • Ценят конкретные и ощутимые вещи - деньги, власть, статус.
  • Избегают социальных ролей, которые требуют общения с людьми.

Распространенные черты: практичность, непреклонность, настойчивость, материалистичность.

Исследователи

Такие люди любят творчески исследовать мир или природу.

Исследователи:

  • Являются людьми с высоким интеллектом, однако им не хватает .
  • Ценят научный подход.
  • Избегают деятельность, которую считают светской, коммерческой и предприимчивой.

Распространенные черты: аналитичность, любопытство, пессимизм, интеллектуальность, точность, сдержанность.

Артисты

Артистические люди любят неструктурированную деятельность и используют самые разные материалы (реальные или нет) для создания произведений искусства.

  • Считают себя одаренными людьми.
  • Ценят эстетику.
  • Избегают традиционные виды деятельности и ситуации.

Распространенные черты: идеализм, запутанность, интроспекция, чувственность, непрактичность, инакомыслие.

Социальные люди

Такие люди любят саморазвитие, постоянную работу над собой, а также хотят просвещать других.

Социальные люди:

  • Воспринимают себя как полезных, понимающих и способных и помочь другим людям.
  • Ценят социальную деятельность.
  • Избегают деятельность, которая требует реалистических взглядов.

Распространенные черты: щедрость, терпеливость, тактичность, убедительность, желание сотрудничать с другими людьми.

Предприимчивые люди

Такие люди любят ставить перед собой организационные цели или получать экономическую выгоду.

Предприимчивые люди:

  • Рассматривают себя как энергичных, популярных и великих лидеров и ораторов, однако им недостает научных знаний и подхода.
  • Ценят политические и экономические цели.
  • Избегают деятельности, которая требует исследовательского подхода.

Распространенные черты: экстраверсия, авантюрность, оптимизм, амбициозность, коммуникабельность, экстравагантность.

Традиционалисты

Такие люди любят вести записи, систематизировать, организовывать и анализировать информацию.

Традиционалисты:

  • Рассматривают себя как людей, имеющих канцелярские и математические способности.
  • Ценят достижения в бизнесе и экономике.
  • Избегают неструктурированную и артистическую деятельность.

Распространенные черты: эффективность, практичность, сознательность, негибкость, оборонительность, систематичность.

Холланд расположил эти шесть типов в шестиугольник в зависимости от предпочтений в работе: люди, информация, объекты и идеи. Например, артисты и исследователи являются полными противоположностями предприимчивым людям и традиционалистам. Также он сделал вывод о том, что человеку будет гораздо проще найти себя в жизни и достичь успеха, если подобрать профессию по нраву.

Как использовать модель Холланда

Есть два пути правильного использования этой модели - найти профессию, соответствующую вашим предпочтениям как личности, или же изменить подход к нынешней работе для того, чтобы она полностью отвечала вашим желаниям и возможностям.

Определите свой тип личности

Пожалуй, в мире не существует людей с четким определением типа личности, однако вы можете выбрать один, к которому тяготеете больше всего. Определите, взаимодействие с кем или чем вызывает у вас неподдельную радость: с людьми, объектами, идеями или информацией.

Также можете спросить мнение близких людей: как они характеризуют вас? Иногда мнение со стороны может сильно помочь в объективной оценке.

Проанализируйте свою работу с точки зрения ваших интересов

  1. Запишите на лист бумаги, какие задания и обязанности лежат на вас в работе. Они подходят вашим интересам?
  2. В одну колонку поместите задания и обязанности, которые подходят, а в другую те, которые вам не нравятся и вызывают неудобство. Определите, подходит ли вам эта работа.
  3. Составьте список профессий, которые максимально соответствуют вашим интересам.

Установите цели для того, чтобы «выровнять» ваши интересы и обязанности

Установите временные рамки, во время которых вы либо переработаете свой подход к нынешней работе, либо разовьете навыки для будущей.

Помните, что это всего лишь модель и она не может охватить всю сложность вашей психики и . Развивайте новые навыки и занимайтесь саморазвитием, потому что лишь так вы сможете понять, каким потенциалом на самом деле обладаете. Желаем вам удачи!

тип. Реалистический.

Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их использованием. Предполагает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирает профессии конкретного действия: механик, электрик, садовод и т. д. Типу свойственны математические, а не вербальные способности. Ориентированы на практический труд, быстрый результат деятельности.

механические (управление механизмами, ювелирные инструменты, использование инструментов, требующих точности, ловкости. тонкой моторной координации); строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкеторские работы; предпочитает деятельность, которая дает конкретный результат (садоводство, управление моторными видами транспорта, строительные и восстановительные работы, сборка различных устройств). Общение не является ведущим видом деятельности.

Профессии: фермер, инженер, лесничий, ветеринар, водитель, сварщик, агроном, кондитер, повар, милиционер и др.

тип. Исследовательский (интеллектуальный).

Ориентирован на труд, не социален, рационален, независим, оригинален. Нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т. п. Высоко развиты как вербальные, так и невербальные способности. Общение не является ведущим видом деятельности.

Предпочитаемые виды деятельности: сбор информации, ее систематизация, выполнение сложных или абстрактных заданий, решение проблем через размышления, самостоятельная работа с опорой на самого себя, выполнение научной, лабораторной работы. Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: физика, философия, математика, программирование, в которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление.

Профессии: социолог, кинолог, программист, биолог-исследователь, геолог, генетик, историк, библиограф и др..

тип. Социальный.

Ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые занятия - обучение и лечение, профессии - врач, психолог. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными. Математические способности развиты слабее. Ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей.

Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, оказание помощи, консультирование, организация групповых мероприятий.

Профессии: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, страховой агент, юрисконсульт, продавец, преподаватель вуза, экскурсовод, официант,судья и др.

тип. Конвенциальный.

Характеризуется тем, что отдает предпочтение четко структурированной деятельности: любит, когда им руководят. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Его подход к проблеме носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Обладает хорошими моторными навыками. Преобладают невербальные, математические способности. Предпочитают четко определенную деятельность. Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

: работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием, ведение карточек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг, написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диграмм.

Профессии: бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь, нотариус, корректор и другие, направленные на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов и др.

тип. Артистический.

Присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость - в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера - музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я».

Предпочитаемые виды деятельности : художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция), игра на музыкальных инструментах, исполнительская актерская деятельность.

Профессии: артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, дизайнер, художник по дереву, режиссер, музыкант-исполнитель, художник-модельер, хореограф, актер, парикмахер-модельер и др.

тип. Предприимчивый (предпринимательский).

Избирает цели и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, т. е. любит давать генеральную линию, предприимчив. Обладают развитыми коммуникативными способностями.

Ваш результат:
1. Реалистический: баллов
2. Интеллектуальный: баллов
3. Социальный: баллов
4. Конвенциальный: баллов
5. Предприимчивый: баллов
6. Артистичный: баллов

Доминирующим является тип с максимальным количеством баллов.

1. Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.
Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.
2. Артистичный тип - дюди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.
Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.
3. Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.
Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.
4. Конвенциональный тип (офисный) отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.
Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.
5. Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.
Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.
6. Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.
Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.
Источники
Тест Дж.Холланда / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.386-389.

За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл.

Обработка результатов теста Голланда.
Необходимо нормировать результаты по шкалам. Для этого набранное респондентом количество баллов по каждой шкале разделите на число, которое в ключе стоит в скобках рядом с названием шкалы (например, для реалистического типа – это 15) и умножьте на 100%.
Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов.

EDUSTEPS

Люди имеют разные типы личности. По мнению , есть шесть типов личностей: , .

Более детально в этой статье поговорим о Реалистическом типе личности .

Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.

Реалистический тип (Р) - мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Предпочитаемые виды деятельности Р-типа:
- механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механиками и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты);
- строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы;
- любая деятельность, которая дает ощутимый результат;
- предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:
- физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;
- механические способности, изобретательность;
- математические способности.

Свяжись со специалистом EduSteps:
+38 044 333 60 04, [email protected]

Личностные качества и ценности:
- эмоциональная стабильность, надежность;
- практичность, бережливость;
- упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность;
- скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность;
- независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей;
- ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность;
- работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно,систематично;
- предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать;
- не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений;
- более всего не схож с Социальным типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание.
- наиболее близок к Интелектуальному и Конвенциональному типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:
- природа, сельская местность;
- наименьшее взаимодействие с другими людьми;
- ситуации, требующие небрежной одежды;
- организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (Вооруженные силы, МВД и т. п.);
- фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;
- транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Типичные хобби:
- реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т. п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств;
- строительные и восстановительные работы;
- фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство;
- охота, рыболовство, туризм;
- управление моторными видами транспорта;
- физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

Профессии Р-типа: агроном, арматурщик, автомеханик, автослесарь, автоэксперт, бетонщик, егерь, ланшафтный дизайнер, эколог, электромонтер, фермер, фрезеровщик, геолог, 4равер, штукатур, швея, каменщик, кинолог, коневод, косметолог, маляр, машинист, озеленитель, печник, плотник, сантехник, садовник, слесарь, стекольщик, строитель, столяр, зверовод, зубной техник, техник, технолог пищевой промышленности (повар), токарь, картограф, инженер-конструктор, инженер-строитель, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, охранник (телохранитель), сварщик, стоматолог (дантист), мехатроник, ядерщик-физик и др.

Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Статья подготовлена по материалам Макеева Н., Даниловой С. и Егоровой И. для студентов и школьников.

EDUSTEPS

Люди имеют разные типы личности. По мнению , есть шесть типов личностей:





.

Более детально в этой статье поговорим о Конвенциональном типе личности.

Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.

Конвенциональный тип (К) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный выбор - банковские служащие, бухгалтеры.

Предпочитаемые виды деятельности К-типа:
- работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;
- управление офисным оборудованием;
- ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг;
- написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:
- арифметические способности;
- канцелярские способности;
- ручная тонкая моторика;
- организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Свяжись со специалистом EduSteps:
+38 044 333 60 04, [email protected]


Личные качества, ценности:
- сознательность, упорство, практичность, честность;
- самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность;
- бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии;
- для эффективности и выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы;
- наиболее не схож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:
- данный тип, так же как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;
- большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;
- отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;
- хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.

Типичные хобби:
- коллекционирование (марки, монеты и т. п.);
- постройка моделей;
- проекты улучшения жилища;
- участие в гражданских и общественных организациях;
- игры с ясными и четкими правилами.

Профессии Конвенционального типа: страховой агент, адвокат, аудитор, бухгалтер, счетовод, банкир, серетарь, экономист, налоговый инспектор, оператор ПК, архивариус, библеотекарь, диспетчер, контролер качества материалов, лингвист (переводчик, филолог), медсестра, мехатроник, микробиолог, полицейский-миллиционер (судебный исполнитель), оператор почтовой связи, контролер-кассир, фармацевт, химик-технолог, чертежник, корректор, логист, программист, стенографист, супервайзер, электротехник, товаровед, юрист (нотариус), аудитор, преподаватель на курсах вождения автомобиля, военный, web-дизайнер и др.

Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Статья подготовлена по материалам Макеева Н., Даниловой С. и Егоровой И. для студентов и школьников.