Анализ стихотворения Блока «Я, отрок, зажигаю свечи…. Анализ стихотворения А.А. Блока «Я, отрок, зажигаю свечи Анализ стихотворения Блока «Я, отрок, зажигаю свечи…»

Стихотворение А. Блока «Я, отрок, зажигаю свечи» было написано летом 1902 года, когда поэт увлекался мистицизмом и философией. Данное произведение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Чувства, испытываемые в Любови Менделеевой, Блок выразил в этом стихотворении.

Композиция такова: стихотворение четко разделено на четыре одинаковые строфы. В первой строфе поэт показывает нам лирического героя, который зажигает свечи, и женский образ, смеющийся на противоположном берегу реки. Во втором четверостишье Блок рисует вечерний пейзаж: предзакатное небо, белая церковь, мутно-голубая река. В третьей строфе герой любуется Ее ярким образом, на фоне которого природа блекнет, поклоняется ей, бросая белые цветы за ограду.

В четвертом же четверостишье настает рассвет на фоне туманной завесы.

В «Я, отрок, зажигаю свечи» читателю представлен образ лирического героя, его внутренне состояние: он поклоняется светлому женственному образу. Этот женский образ недосягаем для героя, однако на протяжении всего стихотворения он не перестает любоваться и восхищаться ним.

В произведении преобладает мотив сна, который передается через неяркие размытые образы. Это создает таинственное мистическое ощущение.

В произведении большую роль играет цветопись. Символика белого цвета в стихотворении не случайна. Эпитеты цвета («белая церковь», «сумрак мутно-голубой», «белые цветы») олицетворяют непорочность и чистоту женского образа, перед которым преклоняется герой. В христианской символике белый цвет означает веру в силы Бога.

Главная героиня – недосягаемый, нематериальный образ. Любовь лирического героя к ней – всего лишь символ, который не воплощен в реальность, он доступен лишь душе и чувствам. Она принадлежит неземному, идеальному миру, поэтому лирический герой не встретит Ее никогда.

В стихотворении поэт использовал ассонанс. Звуки «о», а», «е» придают стихотворению особое распевное и мелодичное звучание. Они передают мягкость, женственность и красоту главной героине.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» - это отклик на философское учение о Душе Мира, которым увлекался поэт, воплощение идей Соловьева о сочетании материального и духовного через систему символов, о «двоемирии».

Рубрика:

Полироль матовая для пластика автомобиля

Post Views: 4

Отдых в Крыму: с детьми, полироль матовая для пластика автомобиля пенсионеров и молодежи. Оргстекло широко применяется в различных отраслях промышленности. Из этого материала изготавливают перегородки, смотровые окна, витрины, телескопы, аксессуары для транспортных средств, микроскопы, светильники, а также строительное и медицинское оборудование.

Однако за материалом необходимо хорошо ухаживать. Только в этом случае изделие прослужит достаточно долго. Итак, как отполировать оргстекло в домашних условиях? Оргстекло считается крепким и надежным материалом. Однако со временем на нем появляются небольшие царапинки, сколы и порезы. Происходит это из-за механического воздействия на изделие в ходе его использования. Чтобы вернуть оргстеклу привлекательный внешний вид, необходимо его отполировать.

Следует учесть, что процедура сама по себе несложная. Но в то же время это скрупулезное и продолжительное занятие, которое требует терпения и выдержки. Помимо этого, для обработки оргстекла нельзя использовать сильные, агрессивные вещества. Как показывают отзывы, после применения таких средств материал может стать тусклым и мутным. Итак, как отполировать оргстекло и что для этого требуется?


Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и

внимающий ему, радостью

От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье

У Белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрежжит брачная заря.

Обновлено: 2012-02-06

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Преобладающее настроение, его изменение

Цветовая гамма стихотворения:

1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церковного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.

2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.

3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.

4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Основные образы

Поэтическая мысль от строфы к строфе движется с помощью лирического сюжета, передающего внутреннее состояние лирического героя (моление, преклонение, любование), который предстает перед нами в облике преданного, коленопреклоненного, покорного юного обожателя Ее образа.

Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) свидетельствуют о святости образа героини, подчеркивают Ее непорочность, чистоту. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру.

В «Воспоминаниях об Александре Блоке» Сергея Соловьева читаем: «Молчаливость, скромность, простота, изящество Любови Дмитриевны Менделеевой всех очаровали… Ее тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения изящно одеваться, более всего шло к ней белое, но хороша она была также в белом, и в ярко красном…»

Теперь можно с уверенностью сказать, что символика белого цвета не случайна: он находится под впечатлением от романтического переживания – увлечение А. Блока Л. Д. Менделеевой, и к тому же олицетворяет Веру в Вечное, Чистое, Прекрасное, Женственное как появление возвышенного.

Огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. Но для А. Блока любовь – тайна, нечто совершенное, неземное. Мы не встречали у А. Блока стихов, в которых он бы писал о любви как о реальности. Любовь – всегда лишь образ, символ, то есть чувство любви, доступное душе, никогда не воплощается в реальное лицо. Вот поэтому Ее образ в стихотворении нематериален: «Она без мысли и без речи // на том смеется берегу». Они не могут встретиться – их разделяет река. Она для героя символ бесплотного средоточения Веры, Надежды, Любви.

Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик. Только благодаря Ее образу, он может постичь тайны красоты и брачных уз.

Звукопись

Доминируют гласные «а», «о», «е», что свидетельствуют о контрасте темного и светлого фонов: «а» - светлый, широкий, «е» - теплый, узкий, «о» - темный, бесконечный. Эти звуки придают красоту, плавность, мелодичность звучания стихотворения.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи» состоит из четырех строф, где строки четко рифмуются перекрестной рифмой.

Имеющий непесту есть жених; а

Друг жениха, стоящий и внимаю-

Щий ему, радосгью радуется,

От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье

У белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрежжит брачная заря.

Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая «позером с повадками фата». Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным. Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», в который входит стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…», написанное в июле 1902 года. В это время поэт увлекался мистицизмом, философией Соловьева, вследствие чего сильно идеализировал образ любимой девушки. Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе. Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.

В стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» отражено преданное поклонение лирического героя Ее образу - чистому, прекрасному, женственному, вечному. Важное место здесь отведено белому (цветы, церковь). По воспоминаниям Сергея Соловьева, Любви Менделеевой, обладательнице «древнерусской» и «тициановской» красоты, особенно шел белый цвет в одежде, хотя хороша она была также и в ярко-красном. Есть и еще один момент. Белый цвет олицетворяет чистоту, непорочность, веру.

Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится:

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Присутствуют в стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» можно весьма условно считать своеобразным пророчеством Блока. В последнем четверостишии он говорит о браке, до которого на момент написания стихотворения оставалось немногим больше года.