Учение как познавательная деятельность учащихся. Учение как познавательная деятельность. Формы управления процессом учения

Педагогика - Учебное пособие (Пидкасистый П.И)

6. 6. учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения

Структура процесса учения всегда вызывала к себе притягательное внимание психологов и дидактов. Разные психологические школы в соответствии со своими воззрениями по-разному представляли содержание и сущность учения. К основным же психологическим теориям, рассматривавшим проблему учения, относятся: бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивизм, деятельностная теория и гуманистическая психология.

Бихевиористы (Д.Уотсон, Э.Торндайк) считают, что учение (научение) - это приобретение организмом новых форм поведения. "Формула "ситуация - ответная реакция" выражает любой процесс учения" - так сформулировал исходную позицию бихевиоризма Э.Торндайк. (Торндайк Э. Процесс учения у человека. - М., 1935. С. 16.). В дальнейшем эту теорию интенсивно стал развивать Б.Ф. Скинер, выдвинувший концепцию оперативного научения (от операции). Суть этой концепции сводится к тому, что организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакцию.

Важнейшие положения бихевиоризма в обосновании теории учения является структура стимул - реакция - подкрепление. Индивид является пассивным элементом. Он лишь реагирует на внешнее воздействие, на внешние стимулы. Деятельность обучающегося сводится в данном случае к механическому выполнению конкретных операций.

Иную позицию в трактовки сущности учения звнимают те-штальтпсихологи. Согласно их концепции (см. работы М.Верт-хаймера, В.Келера, К.Каффки, Л.Левина), деятельность ученика в обучении сводится к роли стимулятора внутренних изменений целостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, постижении, озарении (инсайт).

Представители когнитивизма, в частности Дж.С.Брунер рассматривает учение как процесс создания учащимся собственного "культурного опыта", имеющего социальный характер и обусловленного культурно-историческим контекстом. Согласно другого представителя этого же направления, - швейцарского психолога Ж.Пиаже, учащийся в процессе обучения овладевает структурированной информацией, выполняет формально-логические операции. Его деятельность полностью детерминирована возрастными стадиями умственно-познавательного развития: от сенсорной и доопе-

рационной стадии (дошкольный возраст) через стадию конкретных операций (младший школьный возраст) до стадии формальнологических операций (пятнадцатилетний возраст).

Особую роль в обосновании теории учения сыграла и играет в настоящее время деятельностная теория (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), позволившая представить обучение как деятельность обучающего и обучающегося и обосновать усиление роли последнего в процессе обучения. Согласно этой теории учения в процесс» обучения выполняет конкретные, формально-логические и творческие операции, предусмотренные запрограммированной и полностью социально детерминированной деятельностью. При этом у обучающегося высока степень осмысления учения.

На фоне представленных концепций учения особую значимость в раскрытии сущности учения как деятельности приобретает на сегодняшний день идеи представителей гуманистической психологии (К.Р. Роджерс, А.Х. Маслоу). Учение в их понимании представляет собой самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития и самоорганизации личности. Обучение они воспринимают и трактуют как самостоятельную деятельность обучающегося, признают зв ним ведущую роль в процессе обучения, обосновывают необходимость использования учащимся личного опыта в решении учебных и творческих задач и сохранения за ним свободы выбора форм деятельности.

Краткий обзор представленных психологических теорий учения свидетельствует о том, что их авторы исходят либо из механистической, либо из органической модели мира, человека и его психики, и выводы, сделанные ими во многом остаются только теоретическими посылками обучения, а следовательно, и учения, как познавательной деятельности школьника в целостном процессе обучения.

Важнейшими составляющими учения как деятельности являются ее содержание и форма. Содержание деятельности учения и в первую очередь ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика имеет объективно-субъективную природу. Предмет, действительность, чувственность в обучении - это не просто объекты, или формы созерцания, а чувственно-человеческая, субъективная познавательная практика. В деятельности обучающегося отражается предметный материальный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой деятельности - преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия,

выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.

Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения.

Еще К.Д. Ушинский, стремясь раскрыть движущие силы процесса обучения, считал, что "деятельность по своей сущности этого понятия... есть непременно борьба и преодоление препятствий... Никакая деятельность немыслима: а) без препятствия, б) без стремления преодолеть эти препятствия, и в) без действительного преодоления их". (КД Ушинский. Собрание сочинений. М., 1950. Т. 10. С. 511). Пассивная же деятельность, по его выражению, "не есть деятельность, а претерпевание деятельности другого" (Там же. С. 560).

В продуктах учебной деятельности - знаниях, опыте деятельности - отражаются не только их предметность, но и духовность, общественные и личные отношения, оценки, способы применения. Эти свойства, составляющие содержание познавательной деятельности, содержание учения, имеют разные источники и идут они как бы навстречу друг другу. Их встреча и рождает познавательную деятельность. Но если они не соотнесутся, то деятельность не состоится, она подменяется реакцией.

Конкретизируя данное положение в условиях обучения в современной школе, следует прежде всего отметить, что учебная деятельность есть форма существования школьника как субъекта учения. В ней выражаются, проявляются и формируются все качества личности, ее характеристики.

Структура учебной деятельности с точки зрения ее состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты. В процессуальной структуре учебной деятельности, как деятельности по решению учебных задач, могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты, определяющие последовательность осуществления деятельности: анализ задачи; принятие учебной задачи; актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи; практическое ее осуществление; контроль и оценка реше-

ния задачи, осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной задачи.

Сущность учения состоит в том, что школьник не только усваивает предметные знания и навыки, но и овладевает способами действий в отношении усваиваемого предметного содержания. Поэтому при разработке проекта учения необходимо различать процесс учебной деятельности, в котором происходит усвоение, и самоусвоение.

Специфической особенностью учения является его ориентированность и организованность в направлении овладения учащимися способами деятельности, начиная с процесса ее конструирования. Конкретное же содержание деятельности, которое планируется усвоить в процессе учения, всегда связывается в сознании субъекта с выполнением действия или системы действий. Тем самым познавательные действия являются первичными в процессе усвоения. Процесс усвоения, а также сами усвоенные знания носят вторичный характер и вне деятельности, вне системы действий теряют свою силу как стимулы учения или конкретные цели, как орудия или инструменты познания.

В структуре познавательной деятельности выделяются общие действия, которые выполняются обучающимися при изучении любых дисциплин. Это планирование конкретных способов получения требуемого результата, мысленное выделение его параметров, контроль способов получения требуемого результата, контроль соответствия полученного результата требуемому, диагностика причин несоответствия (если оно имеется), обоснование принципа действия, выбор метода, прогнозирование вариантов действий, принятие решения, в том числе путем выбора рационального варианта действия, определение необходимой коррекции исходного плана. В ходе выполнения этих действий учащийся должен представить себе объект деятельности, конечную и промежуточную цели, мысленно на этой основе сконструировать, спрогнозировать процесс достижения поставленной цели путем выделения в нем состава действий, провести сопоставление выделенных действий с полным их составом, проанализировать отличия и связанные с ними особенности изучаемого процесса, их влияние на объект деятельности.

Использование в обучении общих действий является характерной чертой фундаментализации содержания, обусловленной тем, что в обучении, наряду с процессом

усвоения, должен постоянно функционировать и целенаправленный процесс конструирования нового знания. Конструктивная же деятельность ученика начинается там, где он вступает в специфическое взаимодействие с ее элементами-знаниями о предметах и явлениях внешнего мира как средствах познания. Эти взаимодействия входят в содержание поисковой познавательной деятельности с широким использованием интуиции и связаны с развитием познавательного интереса и потребностей в знаниях. Наиболее эффективно поисковая деятельность осуществляется, когда в роли средств учебного познания выступают инварианты знания - фундаментальные (теоретические) научные положения, которые лежат в основе всех вариантов деятельности.

Не менее важное значение в обучении имеет и форма познавательной деятельности учащихся. С древнейших времен известны три формы: материальная, речевая и умственная. Однако отношение к ним в теории обучения было различным. Исторически сложилось мнение, что ведущей в обучении является умственная деятельность, а речевая - есть просто средство выражения мыслей. Материальная же деятельность, если и используется, то ограниченно, при практической подготовке учащихся в период производственной практики. Однако, это положение справедливо лишь в определенных условиях, когда известные знания и производственные навыки необходимо закрепить в учебной работе.

В общем случае проблема не столь проста, и, не претендуя на ее всесторонний анализ, рассмотрим некоторые существующие в теории подходы к ее решению. Известно, что эти три формы деятельности сущестауют объективно как формы общественной, научной, трудовой деятельности (производство, наука, культура и т.д.), которые выполняют определенные специфические функции как а обществе в целом, так и в обучении, оказыаая свое влияние на все стороны учебного процесса. Это влияние может осуществиться прямо, в виде требований к кв-честву практической подготовки учащихся грвмотному письму, счету, матемвтическим вычислениям и т.п., в твкже опосредованно, через содержание учебных дисциплин и формы обучения. Общественные формы деятельности влияют на учебный процесс совокупно, во взаимосвязи друг с другом. Так, на уроках-лекциях научные положения обычно иллюстрируются современными примерами из жизни, техники, а произвсдстаенные

процессы описываются с привлечением теоретического аппарата изучаемых предметов.

Чтобы выявить совокупное влияние общественных форм деятельности на учебную работу учащихся, необходимо установить их существенные связи. В археологии и истории культуры выявлена следующая закономерная преемственность форм общественной деятельности в развитии человеческого общества. Пераой формой человеческой деятельности был труд: производство предметов, обеспечивающих жизнедеятельность и воспроизводство. По мере накопления опыта материальной деятельности возникла потребность в его передаче молодому поколению и в разделении трудв, что повлекло за собой возникновение различных форм общения, в том числе речи. Речь, первоначально "вплетенная" в процесс материального производства, постепенно развивается под воздействием потребностей и производственных отношений, одновременно абстрагируясь и приобретая собственные звуковые и графические способы осуществления, адекватные изображаемым объектам. Таким образом, в филогенезе речевая деятельность была материальной, но затем в саоем собственном саморазвитии приобрела специфические вербальные средства отображения объективной реальности: грамматику, лексику, лингвистику и т.д.

Одновременно с процессом систематического использования речи как средства общения между людьми происходили и другие процессы, связанные с развитием производства: накопление опыта творческой преобразующей деятельности, расширение сферы материального производства и общественных потребностей, выявление характеристик трудового процесса, свойств различных материальных объектов и их связей во времени и в пространстве, установление причинно-следственных связей между явлениями. Обобщение этого опыта и передача его молодому поколению потребовали новых, адекватных целей, средств. Поэтому в процессе развития и систематического использования речевых структур постепенно вызревают аналити-ко-синтетические методы теоретической деятельности, формируются умственные действия. Таким образом, умственная деятельность первоначально порождается вербальной, и лишь позже, на определенном этапе своего развития, она "отпочковывается" от речи, становится относительно самостоятельной деятельностью, сохраняя, как и речь, свое основное свойство -отражение реальности, но уже в качественно новом, научном уровне.

Став самостоятельными высокоразвитыми формами деятельности, речь и умственная деятельность оказывает активное влияние "а обратном" отношении: умственная деятельность становится ведущей в ориентировании человека в условиях жизни, она отображается в речи и предвосхищает процесс и результат практической, материальной деятельности.

Рассмотренное кратко филогенетическое развитие форм деятельности имеет значение при анализе онтогене-

тического процесса всестороннего развития учащихся в процессе обучения. Не повторяя связей содержания данных форм, рассмотренных выше, проанализируем их преемственность в учебной работе школьников. Очевидно, что учение также может осуществляться во всех трех формах деятельности, причем исторически выработанные в обществе методы и средства каждой формы выступают перед учащимися в качестве объектов усвоения, т.е. формы познавательной деятельности школьников являются в обучении производными от исторически выработанных форм деятельности. Их связи также "присутствуют" в обучении в неявном, свернутом виде: внешняя, материализованная деятельность связана в учебной работе с речевой и умственной деятельностями. Соответственно между ними существуют "прямые" и "обратные" отношения, классифицируемые по критерию порождающей формы: при усвоении существенно новых знаний и методов деятельности материализованная форма порождает речевую, которая, свертываясь, преобразуется в умственную, после усвоения умственные действия предшествуют речевым и определяют эффективность практической работы.

Связи форм познавательной деятельности и их взаимовлияния предполагают организацию усвоения специфических методов, присущих каждой форме. Так, материализованная деятельность учащихся связана с работой, с физическими моделями: приборами, раздаточным дидактическим материалом, с конструированием и разработкой технических объектов и процессов. Речевая деятельность осуществляется при подготовке и выступлении с докладом, рефератом и т.п. Все эти формы широко используются в обучении учащихся, однако вопрос об их оптимальном соотношении и использовании их связей еще не исследован в дидактике средней школы. Практическое решение его осуществляется эмпирически, исходя из накопленного опыта преподавания, методических возможностей педагогических коллективов и желания отдельных учителей, что свидетельствует об имеющихся потенциальных резервах повышения эффективности учебного процесса.

Такова сущность, общая характеристика структуры Учения - базового понятия системы обучения как целостного педагогического процесса. Раскрыв его, можно приступать уже к рассмотрению самой технологии деятель-

ности учителя по обеспечению и организации деятель ности учащихся в различных видах обучения.

Познавательная деятельность учащихся является основой всего учебного процесса. Поэтому правильная ее организация оказывает непосредственное влияние на результат работы педагога и его учеников.

Термин "познавательная деятельность"

Прежде всего, необходимо понять, близки ли по своему значению термины "познавательная" и "учебная деятельность".

Как известно, в школе процесс познания носит целенаправленный, спланированный и организованный характер. Но открытия, связанные с познанием окружающего мира, свершаются не только во время учебных занятий. Это может происходить в жизни ребенка при любых других обстоятельствах. Таким образом, познавательная деятельность - гораздо более широкое понятие, чем учебная.

На уровень развития познавательной активности ребенка воздействует очень много субъективных и объективных факторов. Познание - это сложный процесс, который и сегодня занимает умы ученых всего мира.

Развитие способностей к познанию

Большинство современных образовательных программ школьных и дошкольных учреждений построены так, что в их основе лежит идея развивающего обучения. Это обязывает педагога дать ребенку представление о мире как целостной картине. Для достижения цели необходим выход за рамки одного школьного предмета. Дети, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно, должны уметь сравнивать и наблюдать явления окружающей действительности, делать выводы, выдвигать гипотезы, приводить необходимые доказательства.

Без таких личностных качеств, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие, работоспособность, невозможно добиться успехов в любом виде трудовой деятельности, в том числе и учебной. Основой формирования перечисленных качеств и навыков является правильно организованная учебно-познавательная деятельность.

Как уже отмечалось, стремление к исследованию окружающего мира - одна из особенностей детей младшего возраста. Она заложена в человеке от рождения. Чтобы развитие природных задатков ребенка шло эффективно, взрослые должны правильно организовать окружающую малыша образовательную среду.

Оборудование для организации познавательной деятельности детей

В предметном пространстве дошкольного и школьного образовательного учреждения должно быть оформлено место для экспериментирования с доступными детям материалами. К ним относится вода, песок, глина, почва. Опыты, раскрывающие свойства воздуха, тоже очень интересны детям. Оптические и акустические явления захватывают детей не меньше. Прорастание семян и дальнейшее развитие растений, особенности поведения домашних животных малыши могут наблюдать самостоятельно или совместно с педагогом.

Познавательная деятельность детей будет развиваться более эффективно, если педагоги позаботятся об оснащении учебного процесса. На занятиях обязательно нужно использовать разнообразные природные объекты, материалы для сенсорного развития, простейшие измерительные приборы, наглядные пособия с иллюстрациями мира вещей и событий. Механические, электронные, песочные часы помогут ребенку научиться ориентироваться во временных интервалах. Манипуляции с рычажными весами, ростомером, лупой, микроскопом очень интересны дошкольникам и младшим школьникам и могут привести ребенка к неожиданным для него открытиям.

Познавательная деятельность дошкольников

ФГОС выделяет познавательно-исследовательскую работу как тот вид деятельности, который в наибольшей степени соответствует решению задач, призванных развивать ребенка. Правильная ее организация способствует развитию логического мышления, формированию эмоционально-чувственного опыта, обогащению словарного запаса.
Сенситивным периодом развития познавательной активности, по утверждению ученых, является период дошкольного детства. Именно в это время ребенок испытывает острую потребность в новых впечатлениях. Опираясь на эту особенность дошкольника, педагоги и родители должны выстраивать общение с ребенком так, чтобы с наибольшей эффективностью развивать познавательную деятельность будущего школьника.

Используемые принципы

Для того чтобы учебно-познавательная деятельность детей имела наибольшую эффективность, педагогу при организации своей работы необходимо помнить о некоторых принципах. Их использование позволит сделать весь процесс обучения творческим и очень увлекательным занятием.

Прежде всего, речь идет о принципе единства эмоционального и интеллектуального. Соблюдение его условий поможет развивать творческие навыки, которые будут способствовать стремлению ребенка к познанию окружающего мира и попыткам преобразовывать его.

Методы обучения

Познавательная деятельность дошкольников и младших школьников напрямую зависит от методов, которыми пользуется педагог во время занятий с детьми. Отбираемые для обучения способы должны учитывать деятельность учителя и учеников, определять уровень взаимодействия взрослого и малыша.

Ребенок, стремясь к познанию, выполняет действия, связанные с интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сферами. Учитывая все это, педагог отбирает те методы, которые помогут ученику продвигаться вперед в своем развитии. При этом стоит избегать стихийности в действиях учителя и ученика. Развитие познавательной деятельности ребенка должно носить предсказуемый и спланированный характер. Для этого учитель обязан тщательно отбирать методические приемы и понимать, какое воздействие оказывает каждый из них на ученика.

С наибольшим успехом используются такие приемы, как рассказ педагога, наблюдение детей за его действиями, рисование, слушание произведений различных жанров, просмотр обучающих фильмов, практические действия детей, связанные с проведением опытов и исследований самого разного характера.

Ребенок - участник процесса познания

Активизация познавательной деятельности детей необходима для получения положительной динамики развития детей. Она будет проходить более успешно, если ребенок станет осознавать самого себя как полноправного участника процесса обучения. При этом педагог должен таким образом построить занятие с ребенком, чтобы ему было понятно, куда он двигается в своем развитии, что дает ему тот или иной прием учебной работы.

Все упражнения, посредством которых развивается познавательная деятельность ребенка, должны указывать не только на последовательность выполнения тех или иных заданий, но и содержать пояснения, дающие описание интеллектуальных действий ученика. А также объяснение того, как эти действия способствуют развитию ребенка.
Постоянное акцентирование внимания на этом позволяет развить у детей такие качества, как самоконтроль и самоанализ, что очень важно в учебно-познавательном процессе.

Игра в обучении детей младшего возраста

Активизация познавательной деятельности детей наблюдается всегда в том случае, когда педагог берет к себе в союзницы игру. Известно, что она для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности. Игра не теряет своего значения и для детей младшего школьного возраста.

Но педагогу необходимо помнить, что организация познавательной деятельности посредством игрового метода предполагает выполнение определенных условий:
- содержание игр должно носить познавательный характер;
- игра преследует решение конкретной учебной задачи;
- новизна и привлекательность игрового сюжета - главное условие эффективности использования приема;
- дети должны поучаствовать в создании новой для себя игры.

Творческие домашние задания

Грамотно организованная познавательно-исследовательская деятельность постепенно формирует у детей жажду творчества, потребность к познанию. К этому моменту можно предлагать им самостоятельное выполнение работ, связанных с исследованиями, поиском информации, выдвижением гипотез и так далее. Дети активно берутся за выполнение подобных работ в домашних условиях.

Если в результате домашней работы ребенок приобретет новые знания, выскажет необычные предположения, проявит желание что-то обсуждать, доказывать, слушать товарищей, то можно сказать, что познавательная деятельность учащихся развивается в нужном направлении.

Организация учебно-познавательной деятельности детей дома полностью лежит на плечах родителей. Они должны поддерживать и поощрять активность ребенка. Своим же непосредственным участием в деле показывают значимость той работы, которой занимается малыш.

Поощрение ребенка

Познавательно-исследовательская деятельность активизируется и в тех случаях, когда дети испытывают положительные эмоции. Для их формирования используются самые разнообразные методы, например такие, как признание ребенка, одобрение его действий взрослым человеком, поощрение, похвала.

Отрицательные переживания, которые испытывает ребенок во время процесса познания, могут "закрыть" его способности к любому виду деятельности. Задача педагога, стремящегося к развитию своих воспитанников, - акцентировать внимание на достижениях ученика, а не на его ошибках.

Пополнение активного словарного запаса

Познавательная деятельность школьников и детей дошкольного возраста может быть организована педагогами и родителями в разных учебных, игровых, бытовых ситуациях. Вне зависимости от этого, взрослым нужно постараться ввести в словарь ребенка как можно больше слов и понятий, которые помогут ему в его дальнейшей исследовательской, познавательной, учебной работе.

Примерами таких выражений могут послужить следующие: "противоположность", "наоборот", "превращение". Усвоение их значений происходит путем ознакомления детей с парами антонимов: холодный - горячий, быстрый - медленный, высокий - низкий, и многими другими словами. В повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на ситуации, где можно выделить противоположности.

Употребление в речи слов "был", "стал" и "будет" фиксирует в сознании детей такое важное действие, как превращения. Его осознание происходит путем практических действий ребят с пластилином, бумагой, водой и другими доступными материалами и веществами.

Проектная деятельность как способ развития познания

Правильно организованная проектная деятельность детей предполагает, что решение поставленной перед ребенком задачи происходит не сразу, а только после определенных исследовательских действий. Их результатом должно стать несколько найденных ответов. Выбор же оптимального варианта - это следующий шаг в действиях ребенка.

Решение поставленной задачи можно изобразить в форме рисунка, схемы, словесного описания, фотографий и так далее. Важно то, что ребенок должен удержать в сознании все найденные ответы, проанализировать их, сопоставить между собой, выявить все достоинства и недостатки и только после этого выбрать наиболее удачный.

Следующим этапом станет составление плана действий, выбор материала, способа оформления работы, определение круга людей, которые будут привлечены к совместной деятельности. Во всей этой работе задача взрослых заключается в том, чтобы убедить ребенка, что учебно-познавательная деятельность может быть так же увлекательна и интересна, как обычная игра или любое другое занимательное дело. Испытывать удовольствие от процесса познания чего-то нового - вот то, к чему нужно привести малыша.

Общая характеристика учебной деятельности

Характеристика процесса обучения.

Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Правильное понимание самого процесса обучения включает необходимые характеристики:

1) обучение есть специфическая человеческая форма передачи общественного опыта: посредством орудий и предметов труда, языка и речи, специально организованной учебной деятельности передается и усваивается опыт предшествующих поколений;

2) обучение невозможно без наличия взаимодействия ученика и учителя, без наличия "встречной" активности учащегося, без его соответствующей работы, называемой учением. "Учение - это труд, полный активности и мысли", - писал К.Д. Ушинский. Знание нельзя переложить механически из одной головы в другую. Результат общения определен не только деятельностью учителя, но и в такой же степени деятельностью ученика, самим их взаимоотношением;

3) обучение - это не механическая прибавка к уже имевшимся психологическим процессам, а качественное изменение всего внутреннего мира, всей психики и личности ученика. При усвоении (как высшей стадии обученности) происходит как бы перенос знаний извне вовнутрь (интериоризация), отчего изучаемый материал становится как бы собственным достоянием личности, её принадлежащим и ею открытым. Специфическая особенность учебной деятельности - это деятельность по самоизменению. Её цель и результат - изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не изменении предметов, с которыми действует субъект (Д.Б. Эльконин).

Общие цели обучения:

1) формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений);

2) повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

Организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

Развитие мышления, памяти, творческих способностей;

Совершенствование учебных умений и навыков;

Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Таким образом, обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

Учение как деятельность.

Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - общение, игра, учение, труд.

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Любая деятельность - это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Если учение - деятельность, то может ли она осуществляться без внешних и видимых форм? Исследования ученых показали, что кроме практической деятельности, человек способен ещё осуществлять особую гностическую (познавательную) деятельность . Цель её - познание окружающего мира.

Гностическая деятельность, как и практическая, может быть предметной и внешней. Это может быть также перцептивная деятельность или символическая деятельность. В отличие от практической деятельности, гностическая деятельность может быть еще и внутренней, или, по крайней мере, не наблюдаемой. Так, восприятие часто осуществляется с помощью внешне не наблюдаемых перцептивных действий, обеспечивающих формирование образа предмета. Процессы запоминания реализуются путем специальных мнемических действий (выделение смысловых связей, мысленная схематизация и повторение). Специальные исследования обнаружили, что наиболее развернутые формы мышления осуществляются посредством особых умственных действий, выполняемых человеком "про себя" (например, действия анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения). В процессе учения эти виды деятельности обычно тесно переплетены. Так, изучая классификацию растений, ученик рассматривает их (перцептивная деятельность), отделяет основные части цветка (предметная деятельность), описывает то, что видит (символическая, или речевая деятельность), зарисовывает (предметная перцептивная деятельность) и т.д. В разных случаях соотношение этих видов деятельности различно, но во всех случаях учение выражается в активной гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.

Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки вещи на части при решении соответствующих задач замещается действием в уме (расчленением вещи на основе её образа или понятия о ней). Предметное действие превращается в процесс интериоризации, в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность .

Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы "оторвать" действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете.

Внешняя гностическая деятельность обязательная для учения, когда в сознании человека ещё не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия. Если же образы, понятии и действия, необходимые для усвоения новых знаний и умений у ребенка уже имеются, то для научения достаточно внутренней гностической деятельности.

Решая вопрос о характере учебной деятельности, надо прежде всего проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала. Если ученик не владеет ещё определенными образами, понятиями и действиями, то учение надо начинать с предметной гностической деятельности. Ученик должен своими руками осуществить соответствующие действия. Затем, выделяя и закрепляя их с помощью слов, он постепенно должен переводить их выполнение в идеальный внутренний план. Если же ученик уже владеет арсеналом необходимых исходных понятий и действий, то учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности. В этом случае ученику можно преподносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают, и какие действия с ними необходимы. На этом основано традиционное обучение методом общения и показа. Ему соответствуют такие способы обучения, как слушание, чтение, наблюдение.

Учебная деятельность - ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.

В ходе учебной деятельности происходят изменения:

В уровне знаний, умений и навыков;

В уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;

В умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.

Учебная деятельность - это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Обучение является одним из видов познания окружающего мира. Обучение как вид познавательной деятельности - исходный, наиболее существенный признак, от которого зависит характеристика всей учебной деятельности. Обучение основывается на общих закономерностях познания.

Познание человека проходит ряд этапов. Вначале чувственное познание, которое приводит к многообразию представлений об окружающих ребенка природных и социальных явлениях, событиях, предметах.

Второй этап - абстрактное познание, овладение системой понятий. Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Он изучает определенные стороны окружающего мира через содержание учебных предметов. Если при конкретном, чувственном познании в сознании ребенка встает образная картина, например, леса и его обитателей, журчащих ручейков, порхающих бабочек, то абстрактное познание ведет к понятиям, правилам, теоремам, доказательствам. В сознании встают числа, определения, формулы. Младший школьник находится на этапе перехода познания от конкретного к абстрактному. Он начинает овладевать понятийными формами мышления.

Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности учащихся выступают как противоречивые силы и создают различные тенденции в умственном развитии. Учителю нужно знать механизмы возникновения и разрешения противоречий, чтобы умело управлять процессом обучения.

Существует высший этап познания, когда на основе абстрактного высокоразвитого мышления формируется обобщенное представление об окружающем мире, ведущее к формированию взглядов, убеждений, мировоззрения. Обучение значительно ускоряет темпы индивидуального психологического развития ученика. Ученик за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течение веков.

Структура процесса обучения

При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними. Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых, протекающее в определенных условиях. При первом, самом широком рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов - преподавания и учения.

Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без дидактического взаимодействия. Как бы активно учитель не стремился передавать знания, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию такой деятельности, процесс обучения фактически не протекает, а дидактическое воздействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на ученика, а их взаимодействие.



Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и в опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее. Процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса обучения.

Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, целостное явление, суть которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах. Целостность этого процесса кроется в общности целей преподавания и учения, в невозможности существования преподавания без учения как такового. Исключительно сильное влияние на мотивацию ученика в процессе обучения, на создание благоприятных морально - психологических условий для активного учения оказывает общение.



Умелое общение значительно повышает воспитательный процесс обучения. Если педагоги концентрируют внимание на управлении только учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общения, то результат влияний может оказаться недостаточным. Неэффективными окажутся усилия и в том случае, когда обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность. Вот почему при раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и общения.

Образование, воспитание и развитие личности осуществляются не только в процессе обучения и воспитания, но и под влиянием окружающей среды, средств массовой информации, общественно полезного труда, спортивных, игровых и других внеучебных занятий. Специально организуемое обучение должно максимально учитывать и использовать эти социальные факторы и условия, так как их влияние становится все более широким, разносторонним, действенным и нередко стихийным.

Этапы процесса обучения

Всякое обучение начинается с постановки обучающим цели у ученика и принятия последним этой цели. Постановка цели может осуществляться по-разному. Первоначально она преимущественно состоит в привлечении внимания и предложении послушать, посмотреть, потрогать, т.е. воспринять.

Восприятие должно обязательно перерастать в понимание изучаемого, которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения, состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, мотивов отдельных поступков исторических личностей или литературных героев, толкования содержания текстов и т.п.

Осмысливание учебного материала заключается в выделении и анализе теоретического аспекта в знаниях. Осмысление изучаемой информации характеризуется более глубоким протеканием процесса сравнения, анализа связей между изучаемыми явлениями, вскрытия разносторонних причинно-следственных зависимостей.

Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний , в ходе которого выделяются и объединяются общие существенные черты предметов и явлений действительности. Именно в выделении главного, существенного в учебной информации особенно ярко проявляет себя обобщение.

Следующий этап в реальном процессе обучения состоит из ряда вариантов, но главная его функция - закреплени е воспринятой и первично усвоенной на предыдущем этапе информации. Сложность второго этапа в том, что закрепление не единственное его назначение. В итоге этого этапа учащиеся должны знать теоретический материал и уметь его использовать для выполнения упражнений, решения задач, доказательства теорем и др. У них формируются учебные умения и навыки.

Затем следует этап применения , когда в ходе усвоения надо обеспечить не только прочность, но и действенность знаний, т.е. умение применять их на практике в учебе и в жизни. Вот почему в акте усвоения обязательно должен присутствовать элемент применения. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными, жизненными и реально осмысленными.

Весь учебный процесс, складывающийся из его временных единиц - уроков, представляет собой, с точки зрения организации, последовательную, логическую, постоянно усложняющуюся и совершенствующуюся познавательную деятельность учащихся, направленную под руководством учителя на решение задач в определенной области предметных знаний.

Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения:

1. Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).

3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные методы обучения, сущность которых - в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых.

Мотивация и успешность обучения

Если цель деятельности не имеет смысла для личности ребенка, если ее общественная необходимость не осознана, то и деятельность ребенка может быть нейтральной для его развития. Поэтому в ее организации совершенно необходим перевод, трансформация поставленных целей в побуждения самой личности, в ее внутренние устремления – в мотивы, которые и побуждают деятельность, и умножают ценность ее для развития.

Для педагогики одним из определяющих вопросов является позиция ребенка в деятельности любого вида, его активная и самостоятельная роль как деятеля. Самое главное состоит в том, чтобы в деятельности он не был пассивным исполнителем чужих заданий, отражающим внешние и только внешние влияния. Активность созидателя, творчески реализующего заданные цели, преобразующего объекты деятельности, выдвигающего дополнительные задачи, определяет и степень влияния деятельности на развитие личности школьника.

Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которой он выступает как субъект . Изменения эти происходят за счет усложнения целей, задач, предметных действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также за счет изменения в деятельности позиции самого ребенка, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным.

Роль познавательного интереса в учебной деятельности, его развитие в обучении

Формирование личности в учебном процессе происходит в активной деятельности и общении с учителем и товарищами.

Эффекту влияния познавательной деятельности на личность способствует положительное отношение школьника к учебному процессу, к систематическому познаванию им содержания знаний, к овладению умениями познавать.

Личностное отношение к процессу учения выражено в мотивационной сфере школьника. Для познавательной деятельности наиболее благоприятным мотивом является познавательный интерес, благодаря которому создается «внутренняя среда», содействующая расположенности школьника к учебному процессу, к действиям учителя, к заданиям, которые он выполняет, к учебным действиям и своей деятельности в целом.

Чтобы содействовать в учебном процессе встречному движению ученика, учителю следует опираться на познавательный интерес как сильное средство и как внутренний мотив деятельности. Для этого важно знать психологическую природу интереса, соблюдать условия его проявления и укрепления, вводить необходимую стимуляцию познавательных интересов, знать и запечатлевать показатели и проявления познавательного интереса учащихся на уроках, анализировать их в целях улучшения последующей деятельности учащихся»…