Родителям и учителям! Что такое инклюзивное образование. Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ Роль семьи в инклюзивном образовании

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.

Инклюзия становится реальностью образовательного процесса в России. На доступность получения качественного образования сделан акцент в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов .

Проблемы и перспективы, связанные с инклюзивным образованием, активно обсуждаются как психологами, так и педагогами. Подтверждением этому являются многочисленные научные публикации в отечественной науке (С.В. Алехина, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова, И. В. Задорин, В. И. Михалюк, Е. Ю. Колесникова, Е. М. Новикова, А. С. Федоров) и зарубежной (Ferguson D.L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L.) .

ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется, на наш взгляд, на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности .

Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.

Совместная учебно-воспитательная деятельности школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:

В основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;

Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их

педагогической культуры и активности в воспитании;

Педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;

Опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.

Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.

Зачастую, включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. При обучении детей в условиях инклюзии родители видят необходимость образования в школе не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников.

Однако в рамках инклюзивного образования задачи школы намного шире:

‒ создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей с разными возможностями усвоения знаний;

‒ осуществлять диагностирование эффективности учебно-воспитательного процесса и социализации детей с ОВЗ на момент школьного обучения;

‒ реализовывать эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивной практики через взаимодействие таких направлений деятельности как диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего и социально-трудового;

‒ способствовать преодолению возможных нарушений эмоционально-личностной сферы посредством включение детей с ОВЗ в успешную деятельность;

‒ постепенно осуществлять повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

‒ охранять и укреплять физическое и психического здоровья детей;

‒ обеспечить социально-трудовую адаптацию школьников с ОВЗ;

‒ способствовать изменению общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ.

Реализация последней задачи в процессе организации инклюзивного образования является достаточно актуальной поскольку многие родители нормально развивающихся сверстников не желают обучать своих детей вместе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители считают, что ребенок с ОВЗ может причинить вред здоровью их ребенка; что при совместном обучении весь учебно-воспитательный процесс будет носить негативный характер и здоровым детям будет уделяться значительно меньше времени. Однако родители здоровых детей не опровергают возможность создания в обычных школах специальных коррекционных классов, интеграционных мероприятий через совместные праздники и прогулки, совместное общение после занятий в кружках, секциях. .

Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др. Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Несомненно, инклюзивная образовательная среда формируется квалифицированными специалистами школы - коллективом, но важная роль принадлежит и родителям, участвующим в сотрудничестве. Осуществление процесса инклюзии происходит в условиях реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ. Родителям же может быть предоставлена возможность участия в разработке, согласовании, утверждении индивидуальной программы на своего ребенка, обсуждении проблем ребенка в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Для выявления динамики развития, определения соответствия выбранных форм, методов обучения уровню развития учащегося с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса специалисты школы систематически проводят соотносительный анализ сформированности у последних знаний, умений, навыков и психофизического развития. Данная работа позволяет сделать определенные выводы: 1) при инклюзивном обучении прохождение этапов коррекционно-развивающей деятельности в сопровождении специалистов повышает активность и компетентность родителей во взаимодействии с ребенком; 2) у родителей необходимо формировать осознание того, что их активные действия, ответственность и включенность в сопровождение выступают важным условием развития ребенка; 3) в результате работы отмечается положительная динамика в представлениях родителей о потенциале ребенка, наблюдается рост компетентности родителей в оказании целесообразной помощи своему ребенку; 4) полученные результаты позволяют осуществлять в нужном направлении дальнейшую работу по формированию и повышению уровня компетентности родителей их продуктивному взаимодействию как со своим ребенком, так и с коллективом школы в целом.

Однако при всем положительном, что несет с собой инклюзивное образование, существует ряд проблем в его организации. Кроме нерешенных нормативно-правовых и финансовых вопросов организации инклюзивной практики, дефицита квалифицированных кадров, по-прежнему отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс инклюзии, учитывающие особенности воспитания детей в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и их сверстников с нормативным темпом развития .

Таким образом, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, требуется целенаправленная профессиональная помощь. В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.

Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.

Инклюзия становится реальностью образовательного процесса в России. На доступность получения качественного образования сделан акцент в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов .

дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие);

дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие и с пониженным зрением);

дети с нарушением речи;

дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

дети с задержкой психического развития (ЗПР);

дети с умственной отсталостью;

дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (включая детей с расстройствами аутистического спектра РАС);

дети со сложной структурой нарушения.

Какие дети – дети-инвалиды?

Детьми-инвалидами, в соответствии с законом о дискриминации инвалидов, считаются «дети с физическими или умственными нарушениями, которые имеют долгосрочное отрицательное влияние на повседневную жизнь ребенка». В соответствии с законом, человеком с инвалидностью считается человек с нарушением физического или умственного здоровья. В соответствии с законом, должно быть существенное нарушение хотя бы одного из нижеследующего:

· способность передвижения;

· физическая координация;

· ловкость, подвижность рук;

· умение владеть собой (сдержанность);

· способность поднимать, переносить или передвигать объекты в повседневной жизни;

· речь;

· слух;

· зрение;

· память и способность к обучению, концентрации или пониманию;

· способность определения риска и физической опасности.

Проблемы и перспективы, связанные с инклюзивным образованием, активно обсуждаются как психологами, так и педагогами. Подтверждением этому являются многочисленные научные публикации в отечественной науке (С.В. Алехина, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова, И. В. Задорин, В. И. Михалюк, Е. Ю. Колесникова, Е. М. Новикова, А. С. Федоров) и зарубежной (Ferguson D.L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L.) . Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что первым шагом в организации «безбарьерной среды» являются раннее распознание нарушений развития и организованная комплексная помощь детям раннего возраста, включающие психолого-педагогические, медико-социальные мероприятия, позволяющие предупредить появление вторичных отклонений и увеличить шансы особых детей на полноценное включение в образовательную среду и социальную жизнь.

Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо полагает, что «дол­жен меняться не только человек с ограниченными возможностя­ми, но и общество, которое должно изъять негативные установ­ки, ступени и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бороться с недугами, а не со специалистами, и предоста­вить всем равные возможности полноценного участия в различ­ных сферах жизни и видах социальной активности.

Суть инклюзивного образования заключается в том, что не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т. е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.

6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Таким образом, инклюзия, являясь ведущей тенденцией развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Инклюзивное образование сближает образовательные системы – общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Особый ребенок должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую специализированную помощь и поддержку.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов. В идеале такая команда состоит из:

ü педагога

ü психолога

ü логопеда

ü дефектолога

ü тьютора

ü социального работника

ü врача-педиатра

ü специалистов по охране и гигиене труда

ü ассистента педагога (сопровождающего)

Существующие барьеры:

v дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

v большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

v родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

v архитектурная недоступность школ, учреждений.

Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.

Совместная учебно-воспитательная деятельность школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:

В основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;

Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

Педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;

Опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.

Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.

Зачастую, включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. При обучении детей в условиях инклюзии родители видят необходимость образования в школе не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников.

Однако в рамках инклюзивного образования задачи школы намного шире:

создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей с разными возможностями усвоения знаний;

осуществлять диагностирование эффективности учебно-воспитательного процесса и социализации детей с ОВЗ на момент школьного обучения;

реализовывать эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивной практики через взаимодействие таких направлений деятельности как диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего и социально-трудового;

способствовать преодолению возможных нарушений эмоционально-личностной сферы посредством включение детей с ОВЗ в успешную деятельность;

постепенно осуществлять повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

охранять и укреплять физическое и психического здоровья детей;

обеспечить социально-трудовую адаптацию школьников с ОВЗ;

способствовать изменению общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ.

Реализация последней задачи в процессе организации инклюзивного образования является достаточно актуальной поскольку многие родители нормально развивающихся сверстников не желают обучать своих детей вместе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители считают, что ребенок с ОВЗ может причинить вред здоровью их ребенка; что при совместном обучении весь учебно-воспитательный процесс будет носить негативный характер и здоровым детям будет уделяться значительно меньше времени. Однако родители здоровых детей не опровергают возможность создания в обычных школах специальных коррекционных классов, интеграционных мероприятий через совместные праздники и прогулки, совместное общение после занятий в кружках, секциях. .

Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др. Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Несомненно, инклюзивная образовательная среда формируется квалифицированными специалистами школы – коллективом, но важная роль принадлежит и родителям, участвующим в сотрудничестве. Осуществление процесса инклюзии происходит в условиях реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ. Родителям же может быть предоставлена возможность участия в разработке, согласовании, утверждении индивидуальной программы на своего ребенка, обсуждении проблем ребенка в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Для выявления динамики развития, определения соответствия выбранных форм, методов обучения уровню развития учащегося с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса специалисты школы систематически проводят соотносительный анализ сформированности у последних знаний, умений, навыков и психофизического развития.

Данная работа позволяет сделать определенные выводы:

1) при инклюзивном обучении прохождение этапов коррекционно-развивающей деятельности в сопровождении специалистов повышает активность и компетентность родителей во взаимодействии с ребенком;

2) у родителей необходимо формировать осознание того, что их активные действия, ответственность и включенность в сопровождение выступают важным условием развития ребенка;

3) в результате работы отмечается положительная динамика в представлениях родителей о потенциале ребенка, наблюдается рост компетентности родителей в оказании целесообразной помощи своему ребенку;

4) полученные результаты позволяют осуществлять в нужном направлении дальнейшую работу по формированию и повышению уровня компетентности родителей их продуктивному взаимодействию как со своим ребенком, так и с коллективом школы в целом.

Однако при всем положительном, что несет с собой инклюзивное образование, существует ряд проблем в его организации. Кроме нерешенных нормативно-правовых и финансовых вопросов организации инклюзивной практики, дефицита квалифицированных кадров, по-прежнему отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс инклюзии, учитывающие особенности воспитания детей в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и их сверстников с нормативным темпом развития .

Таким образом, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, требуется целенаправленная профессиональная помощь. В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.

Очень важно понять:

при создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.

У. Джеймс

Список литературы:

1. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16.

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-14.

3. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. - Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.

4. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.

5. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж.В. Глушак Е.В. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

6. Азлецкая Е. Н. Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95639.htm .

7. Зыкова Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 35–38. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm.

Обсуждение идей инклюзивного образования в ус­ловиях современной российской школы сводится, как правило, к дискуссии по поводу предоставления роди­телям детей с проблемами в развитии возможности выбора одного из двух путей социально-реабилитаци­онного сопровождения:

    в рамках специально организованного коррекцион-ного пространства специализированной школы;

    в условиях обычной массовой школы со всеми со­циально-психологическими рисками для нетипичного ребенка.

Первый маршрут предусматривает активизацию сохранных функций ребенка и развитие его зоны бли­жайшего развития при участии коррекционных педа­гогов и специальных психологов.

Второй маршрут активизирует социально-психо­логические механизмы взаимодействия проблемного ребенка со средой и только потом - коррекцию. Этот путь может оказаться гораздо более эффективным при условии грамотно организованного психолого-педаго­гического сопровождения не только самого ребенка, но всей его семьи.

Закон предоставляет родителям право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защи­щать законные права и интересы ребенка. Однако пы­таясь реализовать свое конституционное право на об­разование, родители и ребенок сталкиваются с боль­шими трудностями, препятствующими их вхождению в образовательную среду.

До недавнего времени, да и сейчас достаточно час­то приходится слышать о нарушениях прав детей-ин­валидов. С одной стороны, родителям отказывают в приеме в школы, с другой - в последнее время появи­лась принудительная формальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей без создания специ­альных образовательных условий, когда в целях эко­номии интернаты расформировывают, детей перево­дят в обычные учебные заведения, но условия для них там забывают создавать. Далеко не все участники об­разовательного процесса сегодня готовы принять в свое сообщество ребенка с ограниченными возможно­стями здоровья. Эта неготовность имеет психологиче­скую, морально-этическую, да и материально-техниче­скую основу. При этом и сами родители детей-инвали­дов предпочитают инклюзивному образованию обуче­ние на дому, которое, безусловно, не способствует по­лучению ребенком качественного образования, а глав­ное, ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.

Значительное большинство родителей детей-инвали­дов отдают предпочтение обучению на дому и классно-урочной системе, они удовлетворены полностью или ча­стично этими формами обучения, а также качеством зна­ний их детей. При этом они положительно относятся к совместному обучению, и трудности их не пугают.

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач - формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосу­ществовать, но и жить полной жизнью всем независи­мо от состояния здоровья.

В современной психолого-педагогической литературе уже закрепился термин «сопровождение инклюзивного образования», рассматриваемый специалистами:

    во-первых, как один из видов социального патро­нажа как целостной и комплексной системы социаль­ной поддержки и психологической помощи, осуществ­ляемой в рамках деятельности социально-психологи­ческих служб;

    во-вторых, как интегративная технология, сердце­вина которой - создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и, в результате - эффективного выполнения отдель­ным человеком или семьей своих основных функций;

    в-третьих, как процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуж­дается в помощи.

Достаточно важно при переходе к инклюзивному образованию, на наш взгляд, организовать работу не только с педагогами, детьми, администрацией учебно­го заведения, но и с родителями. Анализ современных исследований, а также собственный опыт работы поз­воляют утверждать, что в сопровождении нуждаются родители детей обеих категорий - и здоровых детей, и детей с особыми образовательными потребностями.

Мы сочли возможным выделить следующие основ­ные принципы психолого-педагогического сопровож­дения родителей:

    приоритет интересов сопровождаемого «на сто­роне ребенка»;

    непрерывность сопровождения;

    мультидисциплинарность (комплексный под­ход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и вла­деющих единой системой методов.

Наиболее приоритетными направлениями работы с родителями в настоящее время считаются круглые столы, семинары, подготовка и распространение бук­летов, оформление стендового материала.

Целесообразным мы считаем выделить три основ­ные составляющие в работе:

    поддержка родителей детей с особыми образова­тельными потребностями при переходе к инклюзивно­му образованию;

    подготовительная работа с родителями здоровых детей;

    совместные занятия.

Сопровождение родителей детей с особыми обра­зовательными потребностями при переходе к инклю­зивному образованию должно строиться с учетом сле­дующих аспектов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что у родителей детей, вос­питывающих особого ребенка, несмотря на многообра­зие и вариативность отклонений от нормы, много об­щего. Все они живут со своей проблемой, и проблема эта в большинстве случаев только их.

Семье и ребенку с ограниченными возможностями (при условии сохранного интеллекта последнего) свойственно искажение субъективного образа мира - представлений об отношении к себе и к окружающему миру в целом. В качестве психологической защиты по­является отчуждение и нарушается адаптация челове­ка к жизни.

К наиболее часто встречающимся деформациям об­раза мира и нарушениям адаптации относят «комплекс жертвы», выражающийся в апатии, отказе от ответст­венности за себя и других, беспомощности, снижении самооценки, и «комплекс отверженности», для которо­го характерна социальная индифферентность, отгоро­женность, привычка рассчитывать только на себя.

И в том и в другом случае люди полны катастрофи­ческих ожиданий и предчувствий, опасаются негатив­ного влияния любых событий на свою жизнь. Это со­четается с внешним локусом контроля - экстерналь-ностью, то есть склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами (не «я делаю», а «со мною происходит», «так уж сло­жились обстоятельства», «от судьбы не уйдешь»). По­добное эмоциональное самочувствие оказывает нега­тивное влияние на душевное благополучие как роди­телей, так и их детей, на их отношения с окружающи­ми и усиливает социально-психологические и лично­стные конфликты.

Достаточно эффективным при реализации первого направления работы мы считаем обсуждение конкрет­ных примеров - историй о детях с инвалидностью и их родителях, которые успешно адаптировались и учатся в массовых школах. Подобный опыт уже накоплен в Рос­сии и изложен в брошюре «Наши дети на пути к актив­ной жизни: родительский опыт» (Москва, 2009).

Одним из результатов психологического сопровож­дения родителей и, как следствие, самих детей с особы­ми образовательными потребностями должно стать но­вое жизненное качество родителей - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относи­тельного равновесия в отношениях с собой и окружаю­щими как в благоприятных, так и в экстремальных жиз­ненных ситуациях. Адаптивность предполагает приня­тие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, от­носительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жиз­ни - быть ее автором и творцом.

Родители здоровых детей часто высказывают опа­сения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддерж­ки. Важным при работе с данной категорией родите­лей мы считаем донести уже накопленный опыт, дока­зывающий, что успеваемость здоровых детей не стано­вится хуже, а часто их показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом классе мас­совой школы.

Основу работы с родителями здоровых детей дол­жен составить цикл занятий, направленных на разви­тие толерантности. В работе с родителями здоровых детей мы придерживаемся подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возмож­ность оказать ему сопротивление, есть власть поме­шать свободному самовыражению «другого»; как ува­жение и признание равенства, отказ от доминирова­ния и насилия, признание многомерности и многооб­разия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Основная цель занятий - формирование устано­вок понимания и принятия чужого мнения, умение проявлять эмпатию, элементарно налаживать контак­ты. Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач: осо­знание собственной уникальности и уникальности других; развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей; овладение умени­ем сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.

Основная цель совместных занятий - дать родите­лям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образова­ние». Считаем целесообразным организовывать сов­местную работу с родителями обеих категорий детей по следующему алгоритму.

1. Просветительский блок

а) информационный блок призван дать родителям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы; б) законодательный блок позволяет родителям получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ детей к образованию; какую законодательную базу нужно иметь, чтобы выстроить систему инклюзивного образования, какая роль отводится родителям, а какая - самим детям, через какие инстанции нужно пройти ребенку, чтобы попасть в общеобразовательное заведение, как выстраивается график занятий ребенка и какие условия создаются для того, чтобы ребенку было комфортно в школе.

2. Так называемый психологический блок призван помочь родителям и «больных» и «здоровых» детей решить проблемы и трудности психологического ха­рактера:

а) разрушение барьеров, стереотипов - предполагает рассмотрение существующих стереотипов в отношении людей с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

б) приобретение навыков, призванных помочь в улучшении ведения переговоров с представителями органов образования и школьных администраций;

3. Блок обмена опытом

а) совместное обсуждение опыта зарубежных стран по внедрению инклюзивного образования;

б) совместное обсуждение проблем и трудностей, с которыми пришлось столкнуться при переходе к инклюзивному образованию;

в) совместное обсуждение конкретных примеров -историй о детях с инвалидностью, которые успешно учатся в массовых школах.

Совместные занятия позволяют реализовать ос­новной принцип инклюзии «Другой - не значит пло­хой!» и защитить права детей с ограниченными воз­можностями на равный доступ к образованию и обще­нию со сверстниками. Работа, построенная подобным образом, помогает родителям лучше понимать пробле­мы детей, а родителям детей-инвалидов избавиться от чрезмерной опеки над ними, поскольку дети становят­ся более самостоятельными и уверенными в себе.

Проблема инклюзии ребенка с нарушениями развития в образовательное пространство со здоровыми детьми, поиски путей ее решения является одной из актуальнейших и насущных проблем современного образования. Считаем, что проблема инклюзии могла бы быть решена более успешно и гармонично в случае использования для ее решения родительского, семейного потенциала. С нашей точки зрения, осуществление инклюзии возможно лишь путем интегрирования не только самого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, но и включения его семьи в образовательное пространство школьного социума.


Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношения с людьми, представления и интерес к окружающему миру. Именно в семье создаются условия, которые в значительной степени детерминируют дальнейший путь развития ребенка и его когнитивные и социальные возможности. Следует помнить положение Л.С. Выготского о том, что социальную ситуацию развития ребенка определяют и организуют взрослые. Важнейшими доминантами этого процесса являются, с одной стороны, педагоги, а с другой – родители.


Семье ребенка с нарушениями развития, который интегрируется в массовое образовательное учреждение, необходимо активно участвовать в этом процессе по следующим причинам.


Первое: попадая в новую социальную среду, ребенок может испытывать чувство страха, дискомфорта, и в этой ситуации, безусловно, поддержка близкого человека, родителя просто необходима.


Второе: родитель должен быть ознакомлен с программой и требованиями, которые предъявляются в процессе обучения к учащимся, чтобы помочь ребенку при выполнении домашних заданий.


Третье: важно помочь ребенку установить новые контакты, завязать знакомства с новыми друзьями, организовать взаимодействие, необходимо преодолеть барьер, связанный с отношением здоровых детей к особенностям ребенка с нарушениями развития.


Важно также, чтобы ребенок с нарушениями развития научился понимать свои возможности, учитывал свои недостатки и при этом чувствовал себя самодостаточным. Ребенок может надеяться, что в школе будут созданы те же щадящие, «тепличные» условия, к которым привык дома или которые существовали в специальном учреждении до поступления в массовую школу.


Возникшие разочарования по поводу несбывшихся ожиданий, безусловно, будут препятствовать его адекватной интеграции в социум. Родитель, ребенок которого с нарушениями развития включен в инклюзивный процесс, может испытывать разнообразные ощущения. Первое чувство радости и удовлетворения у родителя возникнет в связи с тем, что его ребенок будет учиться в обычной школе вместе со здоровыми детьми, а не в специальной школе. Но очень скоро это ощущение может смениться глубоким разочарованием, в некоторых случаях растерянностью или даже агрессией родителей, направленной на школу, учителей и здоровых детей, которые не принимают его ребенка.


При решении всех этих проблем родителям необходима, в первую очередь, помощь дефектолога и психолога и других специалистов. Процесс инклюзии ребенка с нарушениями в развитии в образовательное пространство должен быть обеспечен специальной подготовкой педагогов массовых учреждений, которые будут осуществлять этот процесс, в первую очередь дефектологов, учителей класса, воспитателей, тьюторов. Работу нужно проводить как с самим ребенком, так и с его родителями.


Дефектолог должен иметь представление об особенностях психического и личностного развития данной категории детей. В его функции входит: диагностика и коррекция психического развития детей с нарушениями развития, подготовка рекомендаций для педагогических работников, направленных на коррекцию их психофизического развития, консультирование родителей.


Дефектолог, консультируя родителей, устанавливает доверительные отношения с ними, снимает напряжение, сообщает родителям в тактичной форме об особенностях усвоения ребенком учебной программы, дает рекомендации по преодолению поведенческих проблем ребенка дома и в школе, а также советы по установлению дружеских отношений с одноклассниками и их родителями (родительским комитетом).


Учитель, воспитатель, тьютор должны знать особенности развития ребенка. Их деятельность направлена на обеспечение усвоения образовательной программы ребенком и гармоничное развитие его личности, установление и расширение контактов ребенка со сверстниками.


Цель работы с родителями – знакомить их с индивидуальными и возрастными особенностями развития ребенка, причинами возникновения недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на нарушенное здоровье ребенка. Результатом педагогической помощи должно стать: знание и понимание ребенка родителями, принятие его таким, какой он есть.


Педагогическая работа с семьей включает три блока: образовательно-просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.