Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Крестьянин-это кто? Чем отличается государственный крестьянин от крепостного Крестьяне жившие на государственных землях назывались

), Государственные крестьяне жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.

По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), - 9 345 342 души мужского пола, т. с. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие Государственные крестьяне увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д. В конце 30-х гг. 19 в. средний земельный надел Государственные крестьяне в 30 губерниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях). Основная масса Государственные крестьяне вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее - денежный. В 1-й половине 19 в. оброк Государственные крестьяне колебался от 7 руб . 50 коп . до 10 руб . с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежный оброк Государственные крестьяне становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.

Развитие торговли и промышленности в 18-1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Государственные крестьяне : им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть «ненаселенными» землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных Государственные крестьяне в своих крепостных (см. Генеральное межевание ). Во 2-й половине 18 в. правительство роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Государственные крестьяне ; в 1-й половине 19 в. практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Государственные крестьяне , передав казённые земли с их населением в частные руки.

В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Государственные крестьяне Всё чаще повторялись массовые волнения Государственные крестьяне , направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Государственные крестьяне вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая приступить к реформе управления государственной деревней с целью поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению «свободных сельских обывателей». В течение 1837-1841 под руководством генерала П. Д. Киселева было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов. На созданную администрацию было возложено «попечительство» над Государственные крестьяне через посредство традиционной сельской общины, опекаемой правительственными чиновниками.

Программа хозяйственного подъёма государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Государственные крестьяне в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Государственные крестьяне Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Государственные крестьяне жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. «Картофельные бунты» , «Холерные бунты» и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Государственные крестьяне с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением - с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы «попечительства». В 1857 Александр , назначив новым министром государственных имуществ реакционера М. Н. Муравьева , одобрил проект контрреформы - приближения Государственные крестьяне к положению удельных крестьян.

19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Государственные крестьяне и формы их «самоуправления», установленные законами 1838-41. Государственные крестьяне в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Государственные крестьяне получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Государственные крестьяне оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Государственные крестьяне Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.

Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М. - Л., 1946-58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

Н. М. Дружинин.

Статья про слово "Государственные крестьяне " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 5897 раз

Крестьянин - это один из представителей основного класса российского населения в Средневековой Руси, главным занятием которого являлось земледелие. Ввиду того что долгое время в России большую часть жителей составляли эти работяги, данный период в истории нашей страны представляет особый интерес. Формирование крестьянства приходится на четырнадцатый-пятнадцатый век. Уже в шестнадцатом-семнадцатом веке было реализовано массовое закрепощение. Крестьянин - это, прежде всего, человек, у которого отсутствовали гражданские и

Что представлял собой класс крепостного населения

Начиная с одиннадцатого века, стала господствовать эпоха Находящийся в зависимости от землевладельца крепостной крестьянин трудился в первую очередь на барина, а потом на себя. Будучи в таком положении, за какое-либо нарушение крестьянин, связанный мог законно подвергнуться Надел хозяина не допускалось закладывать, продавать или дарить, так как это была собственность помещика. К середине семнадцатого века в крепостной зависимости уже было около половины населения страны. Именно их труд в то время создавал основу для дальнейшего развития государства.

Государственные крестьяне

Оставшееся незакрепощенное население, занимавшееся земледелием, во второй половине восемнадцатого века было оформлено государственными крестьянами. Они проживали на казенной земле и отрабатывали повинности в пользу власти, а также платили подати в казну. при этом считался лично свободным.

Вследствие конфискации церковных владений правительство увеличивало количество государственных крестьян. Кроме того, их число пополнялось за счет бегства крепостных крестьян из сел, а также за счет приезжих из других стран.

Отличие государственных крестьян от крепостных

Предполагают, что коронные крестьяне из Швеции послужили примером для определения юридических прав государственных крестьян. В первую очередь они обладали личной свободой. В отличие от крепостных, государственным крестьянам было разрешено участвовать в судебных процессах. Им давалось право заключать сделки и владеть собственностью. Государственный крестьянин - это «свободный сельский обыватель», который мог организовывать как розничную, так и оптовую торговлю, а также открыть фабрику или завод. Крепостные жители такого права не имели, так как их личная свобода целиком и полностью принадлежала землевладельцу. Государственный крестьянин - это временный пользователь владений правительства. Несмотря на это, известны случаи совершения ими сделок в качестве владельца земельного участка.

Проблемы и трудности крепостного права

Крестьяне были недовольны неравноправным положением в обществе. Неумеренная эксплуатация со стороны помещиков провоцировала массовые беспорядки и восстания. Наиболее крупным крестьянским восстанием стала война, предводительство которой взял на себя Степан Разин, продолжавшаяся с 1670 по 1671 годы. Громким также стало восстание крестьян под предводительством Е.И. Пугачева, продлившееся с 1773 года по 1775 год.

Лишь к концу восемнадцатого века власти России задумались о проблеме существования крепостного права. Правовое и имущественное положение не устраивало и самое многочисленное сословие страны.

1861 год стал решающим: Александр II провел крепостную реформу, в результате которой крепостное право отменили, а свыше двадцати миллионов человек, наконец, получили свободу. Однако полное освобождение было получено по истечении двух лет, во время которых отрабатывали повинности.

1. Помещичьи (крепостные) крестьяне. Эта категория населения постоянно расширялась. Эта была совершенно бесправная категория населения, которая не имела никаких гражданских прав, не могла приобретать на свое имя имущество, а все имущество, которое крепостной приобретал, записывалось на помещика. Законодательство запрещало крепостным даже жаловаться на своего помещика. К концу 18 века крепостных можно было спокойно обменивать, продавать, дарить, завещать. Начинается практика раздельной продажи семей крепостных.

2. Государственные крестьяне. Их положение было гораздо предпочтительнее, чем положение крепостных. Они считались собственностью государства, проживали и пользовались землей, которая являлась собственностью государства, обладали возможностью приобретать собственность на свое имя, могли в некоторых случаях покупать земельные наделы.

3. Церковные и монастырские крестьяне. После того, как была создана коллегия экономия они стали называться экономическими крестьянами . После секуляризации данная категория полностью перестала являться церковными и монастырскими. После упразднения коллегии экономии в 80-х годах эти крестьяне входят в состав государственных.

4. Бывшие удельные крестьяне (дворцовые крестьяне). Это были крестьяне, которые жили и работали на землях, принадлежащих царской фамилии. Их статус мало чем отличался от правового статуса государственных крестьян.

5. Посессионные крестьяне. Это крестьяне, которые приобретались для работы на мануфактурах. Их можно было продать только с самим предприятием. Определенная часть посессионных крестьян работала на земле и кормила тех которые работали на предприятии.

6. Однодворцы. Это были потомки мелких служивых чинов. Они являлись лично свободными и проживали, как правило, на окраинах империи. Имели в собственности земельные наделы и одновременно выполняли функции приграничной стражи. Среди однодворцев были даже бывшие дворяне, которые не были записаны в дворянство по петровской переписи. Некоторые однодворцы даже имели крепостных.

7. Холопы. С начала 20-х годов эта категория населения в юридическом смысле прекращает свое существование, поскольку Петр I распространил на холопов те самые положения, которые действовали относительно крепостных. Это говорит о том, что холопы сравнялись с крепостными.

Крестьянство постепенно консолидировалось в единое сословие. Так как крестьяне составляли подавляющее большинство населения, их чаще всего называли "христианами" (отсюда - крестьяне). Крестьяне, жившие на государственных землях, назывались "черными" или "черносошными". Черные крестьяне жили общинами ("мир" или "волость") и несли повинности в пользу государства. Дела общины управлялись сходом и выборным старостой.

В связи с развитием барщинного хозяйства и товарно- денежных отношений с середины XVI в. происходит общее увеличение повинностей, появляется денежная рента. Феодалы усиливают и внеэкономическое принуждение, стремятся закабалить, закрепостить крестьян.

Переходы крестьян являлись формой классового протеста. Они превращались в массовые побеги. Феодалы требовали от правительства их ограничения. Тяготы многолетней Ливонской войны, ломка боярского землевладения и насаждение дворянских поместий, набеги татар, эпидемии привели к массовому разорению крестьян.

Феодальная эксплуатация крестьян к концу XVI в. усилилась. Размер оброка вырос в три раза. Лучшие земли и покосы отбирались у крестьян. Раздел имений и перевод крестьян из одной вотчины в другую, из одного двора в другой приняли массовый характер. Сделки на крестьян становились обычным явлением. Помещики охотились за беглыми крестьянами и насильственно вывозили их "назад на старинные места", где они "жили наперед того".

Указы о заповедных годах фактически уничтожили право крестьянского выхода. В 1592 г. была завершена перепись всего тяглого населения. В новых писцовых книгах каждый тяглец был записан за тем владельцем, на земле которого он тогда сидел. Писцовые книги явились в дальнейшем источником крестьянской крепости. На них ссылались при возбуждении исков о беглых крестьянах.

Дворянское правительство было поставлено в затруднительное положение многочисленными делами о беглых, и 24 ноября 1597 г. был издан Указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие от своего помещика "до нынешнего году за 5 лет", подлежачи возвращению "но суду и сыску с женами и детьми и со всеми животами" на прежнее место жительства, новые дела о побегах, имевших место до переписи 1592 г., не подлежат рассмотрению. Указ 1597 г. рассматривался впоследствии как установление пятилетнего срока для сыска крестьян, но значение сто было гораздо шире. Он предоставлял право искать ушедших беглецов и возвращать их обратно к себе по суду и в то же время охранял неприкосновенность владения теми крестьянами, которые были записаны за владельцами в новых писцовых книгах.

Позже срок исковой давности для розыска беглых, или "урочные годы", правительством царя Василия Шуйского был увеличен до 15 лет. Наконец, Соборное уложение 1649 г. удовлетворило требования дворянства и полностью оформило юридическое закрепощение крестьян, которых теперь можно было разыскивать "без урочных лет", т.е. бессрочно, и возвращать прежним владельцам вместе с женами, детьми и имуществом. Того, кто укроет беглого, помимо штрафа в 10 руб., ожидало строгое наказание, вплоть до битья кнутом. Крепостной подлежал суду своего владельца (вотчинной юстиции) по всем делам, кроме преступлений против церкви, государственных, "душегубства, татьбы и разбоя с поличным". Крестьянин отвечал своим имуществом за долги феодала.

Вместо холопства (этот институт постепенно отмирает) в XV-XVI вв. появляется новая форма зависимости - "служилая кабала", внешне носившая форму свободного договора. Кабальный человек брал в долг и отрабатывал

феодалу проценты, а основной долг должен был выплачивать особо. В кабалу шли разорившиеся крестьяне. В феврале 1597 г. был издан закон, серьезно изменивший положение кабальных, которые лишались права ликвидировать свою зависимость путем уплаты долга и оставались в кабальном состоянии до смерти господина. Введена была обязательная регистрация холопов и кабальных в приказе Холопьего суда. В Соборном уложении 1649 г. содержалась специальная глава о кабальных и о холопах, в основном воспроизводившая указанные выше положения.

Таким образом, развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему усилению эксплуатации крестьян и, в конечном счете, к их полному закрепощению. Крестьяне прикреплялись к земле, т.е. к конкретной вотчине или поместью, но продавать их можно было только с землей (как принадлежность земли).