Как выражается обстоятельство. Определение и виды обстоятельств в русском языке. Обстоятельство в предложении

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже - к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:

1. наречие:

Глядишь вокруг — и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)

2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него:

Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);

3. инфинитив (со значением цели):

Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);

4. сравнительный оборот:

Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);

5. деепричастие (деепричастный оборот):

Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);

6. цельное словосочетание:

Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);

7. фразеологический оборот:

…спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).

Основные виды обстоятельств

По значению обстоятельства делятся на следующие группы:

1. Обстоятельства места . Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др.

Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам… (А. Грибоедов).

2. Обстоятельства времени . Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др.

Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).

3. Обстоятельства образа действия и степени . Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др.

Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).

4. Обстоятельства причины . Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др.

Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).

5. Обстоятельства условия . Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?

Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).

6. Обстоятельства уступки . Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).

7. Обстоятельства цели . Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели?

Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).

8. Обстоятельства сравнения . Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему?

Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).

Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Давайте сделаем разбор предложений:

1. Вечером у озера громко квакали лягушки.

(Кто?) лягушки - это подлежащие.

(Что делали?) квакали - это сказуемое.

Квакали (где?) у озера - это обстоятельство места.

Квакали (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Квакали (когда?) вечером - это обстоятельство времени.

2. Сова вылетает на охоту ночью.

(Кто?) сова - это подлежащие.

Сова (что делает?) вылетает - это сказуемое.

Вылетает (куда?) на охоту - это обстоятельство места.

Вылетает (когда?) ночью - это обстоятельство времени.

3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.

(Кто?) Дятел - это подлежащие.

Дятел (что делает?) барабанит - это сказуемое.

Барабанит (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Барабанит (где?) в тиши - это обстоятельство места.

В тиши (какой?) лесной - это определение.

Раздавались (где?) за рекой - это обстоятельства места.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Что мы знаем о таком второстепенном члене предложения как обстоятельство? По сути, совсем немного, лишь стандартный набор информации, которую нам на блюдечке преподносят учителя. Но даже в таком состоянии мы не можем понять тему в полной мере, потому что относимся к данному члену предложения крайне пренебрежительно. Но что случится, если мы попробуем выкинуть обстоятельство из нашего языка, искореним из обихода? Что тогда?

Возможно, вам покажется это смешным и абсурдным, но вы только представьте эту картину: наша речь упростится, потеряет свой колорит, обеднеет, станет сухой, скупой и односложной. Без обстоятельств, как и без любого второстепенного члена предложения, мы не сможем в полной мере рассказать о своих чувствах и мыслях, не сможем правильно и корректно донести до других ту или иную информацию. Такая перспектива не кажется оптимистичной и радужной, не так ли? Поэтому важно ценить наш язык, оберегать его, не забывать, на первый взгляд, о таких ненужных и сложных второстепенных членах предложения. Не поленитесь и попытайтесь хотя бы понять значение и виды обстоятельств. Таблица и указанные ниже материалы помогут вам в изучении.

Обстоятельство: что же это такое?

Для начала, чтобы вникнуть в суть темы, стоит обратить внимание на основополагающие аспекты, на значение и понятие самого обстоятельства. Если мы обратимся к курсу русского языка, то легко сможем вспомнить о том, что обстоятельство - это второстепенный член предложения, относящийся к сказуемому и обозначающий признак действия.

Обстоятельство в предложении

Существует несколько способов выражения обстоятельств. В большинстве своем, мы встречаем данный член предложения, выраженный наречиями или существительными в косвенном падеже. Однако это далеко не все. Кроме выше сказанного, обстоятельство может быть представлено в виде деепричастия, инфинитива, сравнительного оборота, словосочетания или даже фразеологического оборота. При разборе на члены предложения обстоятельства обозначаются пунктиром с точками.

Понятие и основная информация в таблице

Довольно интересно, что существует множество обстоятельств, разнообразных по своему значению. К сожалению или, быть может, к счастью, в школьном курсе изучаются всего лишь 8 видов обстоятельств.

Обстоятельства Что означают? На какие вопросы отвечают?

Образа действия

и степени

Качество действия и способ его совершения Как? Каким образом? В какой степени?
Времени Время действия Когда? С каких пор? Как долго?
Места Место действия, его путь Где? Куда? Откуда?
Сравнения Сравнение Как? Подобно чему?
Цели Цель совершения действия Зачем? С какой целью? Для чего?
Причины Причину совершения действия, повод Почему? Отчего? По какой причине?
Условия Условие, при котором это действие будет совершаться При каком условии?
Уступки Условие вопреки препятствиям Вопреки чему? Несмотря на что?

В данной таблице представлены основные виды и вопросы обстоятельства. При более глубоком исследовании вы узнаете, что их классификаций гораздо больше. Упорядоченные и рассортированные виды обстоятельств в таблице - это прекрасный способ изучения, потому что вам больше не нужно собирать информацию по кусочкам: все доступно в одном месте.

Примеры

Невозможно разобраться в данной теме, выучив лишь виды обстоятельств в таблице. При этом важно обращаться и к примерам, простые, наглядные и понятные, они представлены ниже.

Обстоятельства образа действия и степени:

1. Кондуктор (как? ) громко объявил нужную остановку.

2. Друзья шли, (как? ) медленно передвигая ноги.

Кроме того, существует другая разновидность обстоятельства образа действия - обстоятельство степени, например:

1. Он ударил кулаком (в какой степени? ) очень сильно .

2. Количество игроков в теннис увеличилось (во сколько раз? в какой степени? ) втрое .

Обстоятельства места:

1. Преступники выскочили (откуда? ) из-за угла .

2. (Где? ) Везде был слышен этот странный звон.

Обстоятельства времени:

1. (Когда? ) Вчера Аркадий приехал к бабушке в деревню.

2. (Когда? ) Уезжая из этого места , он пообещал вернуться.

3. Мы пробыли на берегу моря (как долго? ) целый день .

Обстоятельства уступки:

1. (Несмотря на что? ) Несмотря на ненастную погоду , мы отправились в путь.

2. (Вопреки чему? ) Вопреки всем ожиданиям , спортсмен хорошо выступил на соревнованиях.

3. (Вопреки чему? ) Вопреки предубеждениям , он оказался хорошим и порядочным человеком.

Обстоятельства причины:

1. (По какой причине? ) Из-за сильного недомогания я пропустил встречу.

2. Нам пришлось пропустить эту встречу (по какой причине? ) из-за плохой погоды .

Обстоятельства цели:

1. Он донес сумку, (зачем? ) желая помочь .

2. Игорь забрал игрушку (зачем? ) назло брату .

Обстоятельства условия:

1. На улицу не выйти (при каком условии? ) при сильном дожде .

2. Нужно звонить пожарным (при каком условии? ) в случае возникновения возгорания .

Обстоятельства сравнения:

1. Её зеленые глаза сверкали, (как? ) словно изумруды .

2. Песок в лучах солнца сверкал, (как? ) будто золото .

Значение обстоятельства

Изучая основные виды обстоятельств в 8 классе, мы не придаем им большого значения, хотя это чрезвычайно важно. Как и говорилось в самом начале, обстоятельства играют небезынтересную и далеко не последнюю роль в русском языке. Таким образом, в данной статье мы разобрались в этом, узнали о вопросах обстоятельства и его видах, поняли всю значимость и многогранность данного члена предложения, почерпнули нечто новое и интересное.

Не стоит зазубривать таблицу видов обстоятельств наизусть, потому что грань между их значениями очень тонка. При такой форме изучения вы можете легко ошибиться. Дабы улучшить и усовершенствовать ваши знания, постарайтесь вникнуть в смысл вопросов и понять их.

Обстоятельство места обозначает место действия, направление действия и пр. Приведем примеры синтаксического разбора предложений с обстоятельствами места.

В составе предложения можно указать второстепенный член - обстоятельство, которое имеет разные значения. Обстоятельство описывает, когда совершается действие (встаешь рано, приехала в сумерках ), как оно происходит (быстро бегать, двигаться вприпрыжку ), обозначает признак другого признака (совершенно самостоятельный, очень скромный ), причину действия (покраснел от смущения ), его цель (готовить впрок ) и пр.

Обстоятельства места отвечают на вопросы где? куда? откуда? и бывают выражены:

  • существительными в предложном (был где? в школе), винительном (пошел куда? в лес, шел где? через лес), дательном (гуляли где? по саду, подошел куда? к дому), творительном (шел где? берегом, склонился где? над столом, остановился где? перед домом, в футбол играли где? за школой, спрятался где? под столом, пройти где? между магазином и почтой) и родительном (приехал откуда? с юга, отошел откуда? от доски, встал где? у доски, потерялся где? среди деревьев) падежах. Необходимо отметить, что обстоятельства места типа идти лесом могут иметь добавочное значение способа действия в соответствии с основной функцией творительного падежа (пробираться где? как? огородами);
  • местоимениями , заменяющими существительные, в тех же падежных формах (На столе стояла ваза. В ней где? были цветы. Дом, у которого где? мы остановились, был многоэтажный);
  • наречиями (встань где? здесь, иди куда? сюда, уйди откуда? отсюда);
  • фразеологически связанными словосочетаниями (работал где? на железной дороге, любил бывать где? в кругу друзей).

Что такое обстоятельство места?

Ряд обстоятельств имеет значение места, обозначая, где происходит, происходило или будет происходить действие:

  • собираю грибы (где?) в лесу;
  • услышал (откуда?) издалека;
  • отправлюсь (куда?) на озеро.

Синтаксический разбор обстоятельств места

План разбора

  1. указать вид обстоятельства;
  2. определить, какой частью речи и в какой морфологической форме оно выражено.

Примеры

На душе (где?) стало весело от этой детской кутерьмы.

На душе - обстоятельство места, выраженное существительным в форме предложного падежа с предлогом.

Стань (куда?) повыше , чтобы все тебя увидели.

Повыше

  • обстоятельство места;
  • выражено наречием;
  • начальная форма - высоко ;
  • форма простой сравнительной степени.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста

Вконтакте

Что обозначает

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

основные вопросы

  • : думает (как?) правильно;
  • : красивый (насколько?) очень;
  • : сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о

выделяют 8 видов

Важно!

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

такие части речи :

  1. : Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.

Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

цель его употребления:

  • для определения падежа;

Обособление на письме

Весь деепричастный оборот

образуют несколько слов

Важно!

Д, значит имеет вид времени.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста , дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.

Что обозначает

Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

Здесь перечислены не все, а только основные вопросы , но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

  • глагол: думает (как?) правильно;
  • прилагательное: красивый (насколько?) очень;
  • наречие: сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о бстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.

Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов , каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

  1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
  2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
  3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
  4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
  5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
  6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
  7. При каком условии? – объяснение условий.
  8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка

Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи :

  1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
  2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
  3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
  4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
  5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

  • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
  • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

  • для определения падежа;
  • для уточнения роли слова в структуре предложения.

Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

Обособление на письме

Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

Распространенное обстоятельство образуют несколько слов , объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.

Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

Примеры заданий и порядок выполнения работы

Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио д, значит имеет вид времени.

Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

Обстоятельство в русском языке, примеры

Обстоятельство в русском языке

Вывод

В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.

Обстоятельство – это один из членов предложения, который отвечает на вопросы Когда? Как? Почему? Зачем? где? с какой целью? и обозначающее меру, степень, цель, время и место действия. Они характеризуют другие составляющие предложения, как правило, глаголы. Например: Он шел играючи за мной. Здесь в роли обстоятельства выступает слово «играючи», которое относится к глаголу шел и дает ему соответствующую характеристику: шел как? играючи.

Чем выражено обстоятельство

В предложении обстоятельства могут быть выражены такими частями речи как:

  • существительное с предлогом и без: Мы идем в лес за грибами (в лес – обстоятельство (о.))
  • наречие: Хорошо бродить по свету (хорошо – о.)
  • глагол в неопределенной форме: Мы разместились у реки отдыхать и веселиться (зачем? отдыхать и веселиться – о.)
  • сравнение: Бесполезные слова так пусты, как будто в них нет смысла (на сколько? как будто в них нет смысла – о.)
  • деепричастие или деепричастный оборот: Гремят, бушуя, волны о причал (как? бушуя – о.)
  • пословицы и поговорки: Рука руку моет
  • фразеологизмы и их обороты: Вбежал на лестницу, едва дыша (как? едва дыша – о.)

Виды обстоятельств

  • обстоятельства места. Они обозначают пункт назначения, направление движения. Они дают ответы на вопросы куда? где? откуда? Везде зеленая трава.
  • времени. Говорят о времени действия. Их вопросы - с каких пор? когда? до каких пор? С детства помню запах новогодней елки вперемешку с ароматом апельсинов.
  • образа действия и степени. Говорят о качестве или способе совершения того или иного действия, о его мере. Вопросы для этих характеристик: как происходит действие? каким образом оно происходит? какиспособом? в какой мере? по какой цене? Радостно проходят дни в преддверии учебного года.Или:Бешено воя, глядят на луну голодные волки.
  • причины. Характеризуют причину того или иного действия. Вопросы таких обстоятельств -почему? отчего? зачем?
  • условия. Говорят об условии, при котором совершается действие. Вопросы - в каких случаях? при каких условиях? Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • уступки. Действие таких обстоятельств совершается независимо от препятствий и отвечает на вопросы: несмотря на какие обстоятельства? вопреки каким событиям? Примеры: Мы работаем, несмотря на жгучие морозы.
  • цели. Их роль - обозначить цель того или иного действия. Дают ответы на вопросы от чего? зачем? для чего? с какой целью? Родители сделали все для того, чтобы дочь получила достойное образование.
  • сравнения. Служат для сравнительных характеристик. Их вопрос подобно чему? Она прошла, словно ангел, осветив всех своим сиянием.

Другие значения слова «обстоятельство»

В словаре С.И. Ожегова дается еще два определения слову «обстоятельство». Помимо части предложения, это:

  • явление, предшествующее какому-либо событию и напрямую или косвенно связанное с ним. Например: Нашим планам помешало весьма нелепое обстоятельство.
  • определенные условия, в которых кто-либо или что-либо вынуждены находиться. Например: Состоится ли поездка, будет зависеть от обстоятельств.