Урок занимательной химии для начальной школы "чудеса, да и только". Наука и опыты для детей: что такое химические реакции Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке

Кто в детстве не верил в чудеса? Чтобы весело и познавательно провести время с малышом можно попробовать осуществить опыты из занимательной химии. Они безопасны, интересны и познавательны. Эти эксперименты позволят ответить на многие детские «почему» и пробудить интерес к науке и познанию окружающего мира. И сегодня я хочу вам рассказать вам какие опыты для детей дома можно организовать родителям.

Змея фараона


Этот опыт основан на увеличении смешиваемых реактивов в объеме. В процессе горения они трансформируются и, извиваясь, напоминают змею. Свое название эксперимент получил благодаря библейскому чуду, когда Моисей, пришедший к фараону с просьбой, превратил его жезл в змею.

Для опыта понадобятся следующие ингредиенты:

  • обычный песок;
  • этиловый спирт;
  • измельченный сахар;
  • пищевая сода.

Пропитываем песок спиртом, после этого формуем из него небольшую горку и делаем вверху углубление. После этого смешиваем маленькую ложку сахарной пудры и щепотку соды, затем засыпаем все в импровизированный «кратер». Поджигаем наш вулкан, спирт в песке начинает прогорать, и образуются черные шарики. Они представляют собой продукт разложения соды и карамелизировавшийся сахар.

После того как весь спирт выгорит, горка с песком почернеет и образуется извивающая «черная фараонова змея». Более эффектно этот опыт выглядит с применением настоящих реактивов и сильных кислот, которые можно использовать только в условиях химической лаборатории.

Можно поступить несколько проще и приобрести в аптеке таблетку глюконата кальция. Дома ее поджечь, эффект будет почти таким же, только «змея» быстро разрушится.

Волшебная лампа


В магазинах частенько можно видеть светильники, внутри которых двигается и переливается подсвечиваемая красивая жидкость. Такие лампы были изобретены в начале 60-х годов. Они работают на основе парафина и масла. Внизу устройства встроенная обычная лампа накаливания, которая подогревает опускающийся расплавленный воск. Часть его доходит до верха и опускается, другая часть нагревается и поднимается, таким образом, мы видим своеобразный «танец» парафина внутри емкости.

Для того, чтобы осуществить дома с ребенком подобный опыт нам понадобится:

  • любой сок;
  • растительное масло;
  • таблетки – шипучки;
  • красивая емкость.

Берем емкость и заполняем ее соком более чем наполовину. Сверху доливаем растительное масло и бросаем туда таблетку-шипучку. Она начинает «работать», пузырьки, поднимающиеся со дна стакана, захватывают в себе сок и образуют красивое бурление в слое масла. Затем доходящие до края стакана пузырьки лопаются, и сок опускается вниз. Получается своеобразный «круговорот» сока в стакане. Такие волшебные лампы абсолютно безвредны, в отличие от парафиновых, которые ребенок может случайно разбить и обжечься.

Шарик и апельсин: опыт для малышей


Что будет с воздушным шариком, если на него капнуть соком апельсина или лимона? Он лопнет, как только капельки цитруса его коснутся. А апельсин можно потом съесть вместе с малышом. Это очень занимательно и весело. Для опыта нам понадобится пара воздушных шариков и цитрус. Надуваем их и пусть малыш капнет на каждый соком фрукта и увидит, что получится.

Почему лопается шарик? Все дело в особенном химическом веществе – лимонене. Оно содержится в цитрусовых и часто используется в косметической промышленности. При соприкосновении сока с резиной воздушного шарика, происходит реакция, лимонен растворяет резину и шарик лопается.

Сладкое стекло

Из карамелизированного сахара можно изготовить удивительные вещи. На заре становления кинематографа в большинстве сцен драк использовалось такое съедобное сладкое стекло. Все потому, что оно менее травматично для актеров при съемках и стоит недорого. Его осколки потом можно собрать, расплавить и сделать реквизит к фильму.

Многие в детстве делали сахарные петушки или сливочную помадку, изготавливать стекло нужно по такому же принципу. Наливаем воду в кастрюлю, немного нагреваем, вода не должна быть холодной. После этого засыпаем туда сахарный песок и доводим до кипения. Когда жидкость закипит, варим до тех пор, пока масса не начнет постепенно загустевать и сильно пузырится. Расплавленный сахар в емкости должен превратиться в тягучую карамель, которая если ее опустить в холодную воду превратится в стеклышки.

Готовую жидкость вылить на предварительно подготовленный и смазанный растительным маслом противень, остудить и сладкое стекло готово.

В процессе варки в него можно добавить краситель и отлить в какую-либо интересную форму, а потом угощать и удивлять всех вокруг.

Философский гвоздь


Этот занимательный опыт основан на принципе омеднения железа. Назван по аналогии с веществом, которое могло, согласно легенде, превращать все в золото, и называлось философский камень. Для проведения опыта нам будет нужно:

  • железный гвоздь;
  • четвертая часть стакана уксусной кислоты;
  • пищевая соль;
  • сода;
  • отрезок проволоки из меди;
  • стеклянная емкость.

Берем стеклянную банку и наливаем туда кислоту, соль и хорошенько размешиваем. Будьте осторожны, уксус имеет резкий неприятный запах. Он может обжечь нежные дыхательные пути ребенка. Затем в полученный раствор кладем медную проволоку на 10-15 минут, спустя некоторое время опускаем в раствор предварительно очищенный содой железный гвоздь. Спустя некоторое время, мы можем видеть, что на нем появилось медное напыление, а проволока стала блестящей как новая. Как такое могло произойти?

Медь вступает в реакцию с уксусной кислотой, образуется медная соль, затем ионы меди на поверхности гвоздя меняются местами с ионами железа и образуют налет на его поверхности. А в растворе увеличивается концентрация солей железа.

Для проведения эксперимента не подойдут медные монеты поскольку, этот металл сам по себе очень мягкий, и чтобы деньги были прочнее, используются его сплавы с латунью и алюминием.

Изделия из меди не ржавеют со временем, они покрываются особым зеленым налетом – патиной, которая предотвращает ее от дальнейшей коррозии.

Мыльные пузыри своими руками

Кто не любил в детстве пускать мыльные пузыри? Как они красиво переливаются и весело лопаются. Можно просто купить их в магазине, но гораздо интереснее будет создать с ребенком свой раствор и затем дуть пузыри.

Сразу следует сказать, что обычная смесь из хозяйственного мыла и воды не подойдет. Из нее получаются пузыри, которые быстро исчезают и плохо выдуваются. Наиболее доступный способ для приготовления такого вещества – это два стакана воды смешать со стаканом моющего средства для посуды. Если добавить в раствор сахар – то пузыри становятся более прочными. Они будут долгое время летать и не лопнут. А огромные пузыри, которые можно видеть на сцене у профессиональных артистов, получаются при смешивании глицерина, воды и моющего средства.

Для красоты и настроения можно подмешать в раствор пищевую краску. Тогда пузыри будут красиво светиться на солнце. Вы можете создать несколько разных растворов и использовать их по очереди с ребенком. Интересно поэкспериментировать с цветом, и создать свой, новый оттенок мыльных пузырей.

Также можно попробовать смешать мыльный раствор с другими веществами и посмотреть, как они влияют на пузыри. Может быть, вы изобретете и запатентуете какой-то свой новый вид.

Шпионские чернила

Эти легендарные невидимые чернила. Из чего их изготавливают? Сейчас так много фильмов про шпионов и интересные интеллектуальные расследования. Можете предложить ребенку немного поиграть в тайных агентов.

Смысл таких чернил в том, что их нельзя увидеть на бумаге невооруженным глазом. Только применив особое воздействие, например, нагрев или химические реагенты можно увидеть тайное послание. К сожалению, большинство рецептов по их изготовлению неэффективны и такие чернила оставляют следы.

Мы изготовим особые, которые трудно увидеть без специального выявления. Для этого понадобится:

  • вода;
  • ложка;
  • пищевая сода;
  • любой источник тепла;
  • палочка с ватой на конце.

Нальем в любую емкость теплую жидкость, затем, размешивая, сыпем туда пищевую соду пока она не прекратит растворяться, т.е. смесь достигнет высокой концентрации. Опускаем туда палочку с ватой на конце и пишем ею что-нибудь на бумаге. Подождем, пока она высохнет, затем поднесем листок к зажженной свече или газовой плите. Через некоторое время можно видеть, как на бумаге проступают желтые буквы написанного слова. Следите за тем, чтобы во время проявления букв листик не загорелся.

Несгораемая денежка

Это известный и старый эксперимент. Для него вам понадобится:

  • вода;
  • спирт;
  • поваренная соль.

Возьмите глубокую стеклянную емкость и налейте туда воду, затем добавьте спирт и соль, хорошенько помешайте, чтобы все ингредиенты растворились. Для поджигания можно взять обычные листочки бумаги, если не жалко, то можно взять купюру. Только берите мелкий номинал, а то в опыте может что-то пойти не так и деньги будут испорчены.

Положите полоски бумаги или деньги в водно-солевой раствор, через некоторое время их можно вынуть из жидкости и поджечь. Можно видеть, что пламя охватывает всю купюру, но она не загорается. Этот эффект объясняется тем, что спирт, находящийся в растворе испаряется, а сама влажная бумага не загорается.

Камень исполняющий желания


Процесс выращивания кристаллов очень увлекателен, но трудоемок. Однако, то что вы получите в результате будет стоить потраченного времени. Наиболее популярно создание кристаллов из поваренной соли или сахара.

Рассмотрим выращивание «камня желаний» из рафинада. Для этого понадобится:

  • питьевая вода;
  • сахарный песок;
  • бумажный листок;
  • тонкая деревянная палочка;
  • небольшая емкость и стакан.

Сначала сделаем заготовку. Для этого нам нужно приготовить сахарную смесь. В небольшую емкость выливаем немного воды и сахара. Дождемся, пока смесь закипит, и вывариваем до образования сиропообразного состояния. Затем опускаем деревянную палочку туда и посыпаем ее сахаром, сделать это нужно равномерно, в этом случае полученный кристалл станет более красивым и ровным. Оставим основу для кристалла на ночь, чтобы она просохла и затвердела.

Займемся приготовлением раствора-сиропа. Наливаем в большую емкость воду и засыпаем, медленно помешивая, туда сахар. Затем, когда смесь закипит, варить ее до состояния тягучего сиропа. Снимаем с огня и даем остыть.

Вырезаем кружки из бумаги и крепим их к концу деревянной палочки. Она станет крышкой, на которой крепится палочка с кристаллами. Заполняем стакан раствором и опускаем туда заготовку. Выжидаем в течение недели, и «камень желаний» готов. Если положить в сироп при варке краситель, то он получится еще более красивым.

Процесс создания кристаллов из соли, несколько проще. Здесь только нужно будет следить за смесью и периодически ее менять с целью повышения концентрации.

В первую очередь создаем заготовку. Наливаем в стеклянную емкость теплой воды, и постепенно размешивая, сыпем соль, до тех пор, пока она не прекратит растворяться. Оставляем емкость на сутки. По прошествии этого времени, можно обнаружить в стакане много маленьких кристалликов, выберите наиболее крупный и привяжите его на нитку. Сделайте новый соляной раствор и положите туда кристаллик, нельзя, чтобы он касался дна или краев стакана. Это может привести к нежелательным деформациям.

Спустя пару дней можно заметить, что он подрос. Чем чаще вы будете менять смесь, повышая концентрацию содержания соли, тем быстрее сможете вырастить свой камень желаний.

Светящийся помидор


Этот эксперимент должен проходить строго под контролем взрослых, так как для его проведения используются вредные вещества. Светящийся помидор, который будет создан в процессе этого эксперимента, категорически нельзя есть, это может привести к смерти или тяжелому отравлению. Нам понадобится:

  • обычный томат;
  • шприц;
  • серное вещество от спичек;
  • отбеливатель;
  • перекись водорода.

Берем маленькую емкость, кладем туда предварительно заготовленную спичечную серу и наливаем отбеливатель. Оставляем все это ненадолго, после чего набираем смесь в шприц и вводим внутрь помидора с разных сторон, так, чтобы тот светился равномерно. Для запуска химического процесса необходима перекись водорода, которую мы вводим через след от черешка сверху. Выключаем свет в комнате, и можем наслаждаться процессом.

Яйцо в уксусе: очень простой опыт

Это простой и интересный обычная уксусная кислота. Для его осуществления будет нужно вареное куриное яйцо и уксус. Возьмите прозрачную стеклянную емкость и опустите туда яйцо в скорлупе, затем залейте ее доверху уксусной кислотой. Можно видеть, как с его поверхности поднимаются пузырьки, это происходит химическая реакция. По прошествии трех дней мы можем наблюдать, что скорлупа стала мягкой, а яйцо упругим, как мячик. Если направить на него фонарик, то можно увидеть, что оно светится. Проводить эксперимент с сырым яйцом не рекомендуется, так как возможен разрыв мягкой скорлупы при сдавливании.

Лизун своими руками из ПВА


Это довольно распространенная странная игрушка нашего детства. В настоящее время найти ее достаточно сложно. Попробуем сделать лизуна в домашних условиях. Классический его цвет – это зеленый, но вы можете использовать тот, который понравится. Попробуйте смешать несколько оттенков и создать свой уникальный цвет.

Для проведения эксперимента нам потребуется:

  • стеклянная банка;
  • несколько небольших стаканов;
  • краситель;
  • клей ПВА;
  • обычный крахмал.

Приготовим три одинаковых стакана с растворами, которые будем смешивать. В первый нальем клей ПВА, во второй воду, а в третьем разведем крахмал. Сначала выливаем в банку воду, затем добавляем клей и краситель, все тщательно размешиваем и после этого добавляем крахмал. Смесь нужно быстро перемешать, чтобы не загустела, и можете играть с готовым лизуном.

Как быстро надуть шарик

Скоро праздник и надо надуть много шариков? Что делать? Облегчить задачу поможет этот необычный опыт. Для него нам нужно резиновый шарик, уксусная кислота и обычная сода. Проводить его необходимо осторожно в присутствии взрослых.

Насыпьте щепотку соды в воздушный шарик и оденьте его на горлышко бутылки с уксусной кислотой, чтобы сода не высыпалась, распрямите шарик и пусть его содержимое упадет в уксус. Вы увидите, как будет происходить химическая реакция, он начнет пениться, выделяя углекислый газ и надувая шарик.

Вот и все на сегодня. Не забывайте, опыты для детей дома проводить лучше под присмотром, так будет и безопаснее и интереснее. До новых встреч!

Разделы: Начальная школа

Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, так как в последнее время этот интерес стал уменьшаться. А ведь химия – это основополагающая наука естественного цикла. Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе. Поэтому я начинаю заниматься с ребятами еще в начальной школе, затем в среднем звене веду кружок “Химия вокруг нас” и уже к 8 классу у многих ребят возникает интерес к предмету химии.

Чудеса, да и только…

Мы начинаем первый в вашей жизни урок химии.

Цель: Узнать, что такое химия? Что может химия?

Мы живем в вещественном мире, то есть мы окружены вещами. Вещи же сделаны из чего-то. Например, гвоздь железный, ложка алюминиевая, стакан стеклянный, ручка пластмассовая.

Сахар, который в чай кладем,
Соль, которой солим пищу,
Вода, которую мы пьем,
Кислород, которым дышим…

Все это вещества. Эти вещества изучает наука химия.

Человек использует вещества. Но чтобы ими пользоваться, надо знать, какие они.

Например:

  • Сахар твердый, белый, сладкий;
  • Соль твердая, белая, соленая;
  • Вода жидкая, бесцветная, безвкусная;
  • К ислород газ, бесцветный, без запаха.

Это признаки или свойства веществ. Их тоже изучает наука химия. И это еще не все! Надо знать, как пользоваться веществами и, что из этого получится.

Например, дрова горят, листья гниют, порох взрывается, молоко прокисает, гвозди ржавеют. Все это – превращения веществ.

Таким образом, химия – это наука о веществах, их свойствах и превращения веществ.

А теперь мы перейдем к самому интересному. Что может химия?

Но прежде чем приступить к практической части нашего урока, прослушаем шутливые правила техники безопасности.

Шутливые правила техники безопасности

На уроке можно:

  • Давать новые имена друзьям в честь элементов из ПСХЭ Д.И.Менделеева;
  • Быть вежливыми, чтобы направить реакцию друзей по правильному пути;
  • Быть внимательными на уроках при объяснении нового материала, так как повышенная концентрация внимания при этом увеличивает скорость восприятия нового материала;
  • Быть активными при опросе, так как это ускоряет получения “пятерок”.

На уроке запрещено:

  • Толкаться друг с другом, так как при столкновении может произойти нежелательная и непредсказуемая реакция;
  • Вертеться за партой во время урока, так как при этом увеличивается скорость движения, происходит выброс энергии, что приводит к отрицательным побочным эффектам;
  • Разговаривать на уроке, так как это служит катализатором (ускорителем) процесса удаления ученика с урока, а, следовательно, ингибитором (замедлителем) усвоения учебного материала;
  • Быть рассеянным на уроке, так как при снижении концентрации внимания уменьшается скорость восприятия учебного материала.

Опыт 1. “Вулкан”.

Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.

Оборудование: бихромат аммония, спирт, спички, поднос.

На поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.

Опыт 2. “Фараоновы змеи”. В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку.

Есть в Египте легенда одна,
Ее повторить я попробую.
Там жезл у ног фараона
Тот час обратился в змею.

Оборудование: сухое горючее,таблетки норсульфазола,фарфоровая пластина, спички.

На фарфоровую пластину положить таблетку сухого горючего 2 таблетки норсульфазола, поджечь.

Опыт 3. “Несгораемый платок”. Вспомните волшебные предметы из сказок.

Улетел наш ковер-самолет,
Самобранки у нас тоже нет,
Есть платок, он сейчас загорит,
Но, поверьте, не сможет сгореть.

Оборудование: силикатный клей + вода = 1:1,5, спирт, держатель, спиртовка, спички, платок.

Смочить платок в смеси клея и воды, слегка подсушить, затем смочить спиртом и поджечь.

Опыт 4. “Гибель “Титаника””. Кто из вас знает историю про “Титаник”?

“Титаник” славный в океане плыл давно,
Молва об этом вот что говорит:
“На айсберг налетел и затонул”.
А наш “Титаник” не потонет, а сгорит.

Оборудование: кристаллизатор, бумажный кораблик, вода, натрий.

В кристаллизатор налить воду, опустить на воду бумажный кораблик, положить на него натрий, он загорится.

Опыт 5. “Дым без огня”.

Говорят: “Нет дыма без огня”.
И напрасно – иногда бывает.
То, что вы увидите сейчас,
Эту фразу только подтверждает.

Оборудование: колба коническая (1л) с пробкой, соляная кислота (конц.), водный аммиак (конц.).

В колбу наливаем немного водного аммиака, наносим на стенки колбы, затем добавляем соляную кислоту, закрываем пробкой, появляется “дым”.

Опыт 6. “Хамелеон”. Вы знаете, кто такой хамелеон?

Всем давно известен он,
Он условиям подчиняется,
И химический хамелеон
От него не отличается.

Оборудование: 3 колбы конических (0,5л), вода, фенолфталеин,вода, лакмус, растворы HCl и NaOH, CoSO 4 .

Вариант 1. В стакан налить 50 мл воды, добавить лакмус, затем щелочь, потом кислоту.
Вариант 2. К раствору сульфата кобальта добавить раствор щелочи.
Вариант 3. В колбу налить воды, добавить фенолфталеин, затем щелочи. Цвет станет малиновый. Потом добавить кислоту, раствор обесцветится. Снова щелочь, потом кислоту и т.д.

Опыт 7. “Химическое молоко”. Все, наверное, помнят фразу:

Писать, конечно, нелегко:
“Дает корова молоко”.
Мы тоже сможем так, друзья,
Хотя и пить его нельзя.

Оборудование: стакан (250мл), хлорид бария, сульфат калия.

В стакан налить сульфат калия, затем хлорид бария.

Опыт 8. “Деформация бутылки”.

Мы насыплем соду и добавим воду,
Капнем что-то, станет желтым,
А добавим кислоту, станет красным на лету.
Дальше опыт продолжается, и бутылочка сжимается.

Оборудование: пластиковая бутылка, карбонат натрия(крист.), вода, метилоранж, соляная кислота, гидроксид натрия(крист.).

В бутылку насыпать Na 2 CO 3 , добавить воду, метилоранж. Раствор станет желтым. Затем добавить HCl, раствор станет красный, выделится СО 2 . Потом добавить NaOH(тв.), закрутить пробку, перемешать, раствор снова станет желтым, бутылка сжимается.

Опыт 9. “Огненная надпись”. Ассистент приносит 2 конверта с письмами. При вскрытии обнаруживается, что на бумаге ничего нет. Ассистент утверждает, что когда письма писали, надпись было видно. Видимо ее надо “проявить”.

Оборудование: концентрированный раствор нитрата калия, лучина, спички, бумага.

На листе бумаги намечают контурный рисунок и готовят концентрированный раствор нитрата калия. Для этого в 15 мл горячей воды растворяют при перемешивании 20г KNO 3 . Затем с помощью кисточки пропитывают бумагу по контуру рисунка этим раствором, не оставляя пропусков и промежутков. Когда бумага высохнет, надо коснуться горящей лучинкой какой-нибудь точки на контуре. Тотчас же появится "искра", которая будет медленно двигаться по контуру рисунка, пока не замкнет его полностью.

Опыт 10. “Сноп искр”.

Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, горелка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой кристаллический перманганат калия.

На чистом листе бумаги тщательно смешиваем стеклянной палочкой равные количества (примерно по 3 чайные ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени горелки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр.

Опыт 11. “Самовозгорание уголька”.

Примерно века 2 назад открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад, он и для нас не тайна.
Известно, что горят отлично в нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично сгорает также кислород.
Без газа этого на свете не жили б звери и народ.
Его назвали бы и дети. Конечно – это кислород.

Оборудование: KMnO 4 (крист.), пробирка, вата, пробка с газоотводной трубкой, хим. стакан 150мл, спиртовка, спички, спирт, держатель, лучина.

В пробирку помещаем 1-2г перманганата калия, затем кусочек ваты, закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опускаем в стакан. Пробирку с марганцовкой нагреваем на спиртовке, предварительно прогрев ее. Примерно минуты через 2 поджигаем лучину, сбиваем пламя, чтобы получить уголек, опускаем лучину в стакан с полученным кислородом, лучина вспыхивает. Почему лучина вспыхнула?

О нем известно во всех странах света,
И помнить нам об этом есть резон:
От злых влияний ультрафиолета
Нас защищает наверху озон.

Опыт 12. “Газировка”.

Она повсюду рядом с нами, и так нас радует порой
Хрустящим снегом под ногами и речки быстрою струей…
Та, что и камень каплей точит, такою сильной может быть,
Что сможет все, то ни захочет не растворить – так раздробить.

Вопрос: Что это?

Говорят: “Без воды – ни туды и ни сюды.
Сапоги мои тово – пропускают аш-два-о”.
Если газ в ней растворяется, газировка получается.

Оборудование: колба 250мл, растворы Na 2 CO 3 и HCl.

В колбу налить раствор Na 2 CO 3 , добавить раствор HCl, происходит выделение газа, как в газированной воде.

Заключение

Конечно, это далеко не все, что может наука химия. И, конечно же, всем этим чудесам есть объяснение. Когда вы в 8 классе придете сюда на уроки химии, тогда вы сможете сами найти ответы на многие вопросы. А сейчас, если у вас возникли вопросы, я постараюсь на них ответить

Домашнее задание: написать сочинение о своих впечатлениях, нарисовать рисунки. (Приложение 1).

Список литературы: Алексинский В.Н. "Занимательные опыты по химии". М: Просвещение, 1995.

Уж на что у меня по химии самые худшие оценки были, но все равно интересно было " химичить " на уроках (пусть по результатам и 3 были). Неужели заучивание формул заранее без привязки к опытам может способствовать интересу к предмету?

Мне и моим детям посчастливилось получить и протестировать химические наборы MEL Chemistry от компании MEL Science. Пожалуй, это наиболее современная и удобная на сегодняшний день возможность приобщить детей к химии, не дожидаясь, пока ее начнут изучать 1 час в неделю в 8-м классе. У программы, можно сказать, три составные части. Это наборы для проведения безопасных химических экспериментов в домашних условиях; сайт проекта, который обеспечивает подписку и научное сопровождение; и...

Качество уроков изменилось,достаточно было моего маленького пинка. А, самое главное, я увидела, как себя ведет и что чувствует мой ребенок на уроках. Мне вот даже удалось объяснить ребенку тему по химии,которую не смогла объяснить учитель на уроке.

Опыта жизненного и из источников почерпнутого. У детей в школе - на основании того же самого И не думаю, что такие разговоры с родителями дали бы ребенку меньше. Но школа же! А факультативы - это правильнее. Уроки некоторые дети отсиживают, это никому не надо.

Я так на всех детей мобильник уронила в РД, видимо опыт ничему не учит) ниче, все живы-здоровы) 10.02.2013 10:21:26 Просто моя такая еще маленькая, всего 5,5 недель 09.02.2013 13:44:22, Шютка такой. курсы чтения для детей. мокнущая болячка. уроки химии онлайн.

По моему опыту:). Хотя у нас тут (вообще в стране) год на год не похож, это да Когда дочь была в 5 классе, у нее даже меньше было уроков, чем в некоторых школах. Для детей в биохимклассах лишняя химия и биология - желанный отдых от докучливых математик и...

Ребёнку меньше стресса, а лучше, чем знает, он всё равно не напишет. Химичка. "Кто не xочет на мои уроки xодить - не xодите, санкций не будет. Пустые глаза на уроке мне не нужны" - так она приветсвовала семиклассников на первом уроке xимии.

Халат для уроков Химии белого цвета можно купить на сайте [ссылка-1]. И маленькие и большие размеры 18.09.2016 21:10:15, Katari-na. Магазины "спецодежда", самый северный я >.

На самом деле, нет таких опытов, которые могли бы однозначно доказать, что вот эта еда или пищевая добавка = яд. Вот тут рядом другой хлеб, в нем этой химии гораздо меньше, мы лучше его купим."

Тем более маленького. Ребенок бросается на домашние уроки сам, старается изо всех сил. Парты бесплатные! Когда я сама в школе училась у нас была химичка, которая в качестве знаний по химии требовала, чтобы колба была нарисована на определенное количество...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

« Химия для самых маленьки х»

ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 2 КЛАССА

Мухаматуллина Л.Ю

– учитель химии

г. Лабытнанги

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Химия для самых маленьких»

Направленность: естественно – научная

Возраст обучающихся: 7 - 11 лет

Уровень освоения: общекультурный

Объём курса: 35ч

Срок освоения: 1 год

Мухаматуллина Л.Ю. – учитель химии первой квалификационной категории

I . Пояснительная записка………………………………………………………....3

II . Учебно-тематический план……………………………………………………7

III . Содержание программы……………………………………………………10

IV .Методическое обеспечение программы…………………………………..12

V . Список литературы………………………………………............................23

    Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающегося 2 класса. Программа является авторской, рассчитана на 35 ч. Программа внеурочной деятельности имеет естественно – научную направленность . Содержание программы знакомит учащегося со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как общекультурный . Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне .

Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.

При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования. Сбор данных, их обработка, приёмы некоторых лабораторных работ, презентации осуществляются с помощью оборудования производимого компанией PASCO .

Цели дополнительной образовательной программы : развитие наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся.

Изучив данный курс образовательной дополнительной программы обучающийся должен знать состав и свойства веществ и предметов, окружающие его в повседневной жизни,

уметь:

    проводить химический эксперимент;

    соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории;

    готовить растворы, проводить простейший анализ.

Формами контроля усвоения материала являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготовка слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной программой. Обучающийся выполняет задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с учителем. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Обучающийся включен в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Планируется представление работ в учебной деятельности при изучении соответствующих тем, использовать материалы при проведении внеклассных мероприятий.

Срок реализации программы : 1 год.

Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).

    Учебно – тематический план

Наименование темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

Моделирование

Химия и география

Химия и физика

Качественные реакции в химии

Химия и биология

Химия в быту

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии (7ч) . Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Вода, её свойства. Способы очистки в быту и её обеззараживание в туристическом походе. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Бумажная хроматография

Практические работы Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды: фильтрование, выпаривание, отстаивание.

Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. . Определение пригодности воды для питья (прозрачность воды, интенсивность запаха). Очистка воды: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Разделение смесей. Разделение смесей с помощью бумажной хроматографии.

Тема 2. Моделирование (ч)

Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Химические модели: предметные, знаковые или символьные.

Химические знаки и формулы. Практическая работа. Собирание моделей молекул воды, углекислого и угарного газов, метана, аммиака, хлорида натрия.

Тема 3. Химия и география (2ч)

Земная кора. Минералы. Горные породы. Неорганические и органические осадочные породы.

Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекциями минералов и горных пород.

Практическая работа. Ознакомление с полудрагоценными и поделочными камнями, создание презентаций.

Тема 4. Химия и физика (3 ч)

Агрегатные состояния веществ. Три агрегатных состояния на примере воды. Жидкие вещества. Физические явления. Магнитные поля. Изучение атмосферного давления.

Кипение воды. Газообразные вещества. Атмосферное давление. Свойства газов.

Магнитные поля.

Лабораторные опыты Наблюдение броуновского движения частиц туши в воде. Изучение магнитных полей, образуемых магнитами разной формы.

Тема 5. Качественные реакции в химии (8 ч)

Физические явления и химические реакции. Качественные реакции. Индикаторы. История открытия

Практические работы Получение и распознавание кислорода. Получение и распознавание углекислого газа. Распознавание известковой воды. Получение индикаторов из краснокочанной капусты, свёклы, фурацилина, вишни, чёрной смородины, лепестков фиалок, куркумы. Испытание индикаторами различных сред: лимонада, минеральной воды, растворов стирального порошка, мыла, средств для мытья посуды.

Тема 6.Химия и биология (6ч)

Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Витамины: А,В,С,Д, их значение.

Практические работы Обнаружение крахмала в муке, крупах, картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение витамина С

Тема 7. Химия в быту (6ч)

Адсорбция. Экстракция. Очистка воздуха.

Практические работы. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды.

    Требования к знаниям и умениям обучающихся

Знать

    нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;

    нахождение в продуктах воды, понятия «хромотография», «индикатор»;

    состав и свойства органических веществ, входящих в состав пищевых продуктов; основы гигиены питания; действие ферментов;

    значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;

    технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии.

Уметь

    обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы очистки питьевой воды, готовить растворы, разделять смеси с помощью хромотографии, испытывать различные растворы индикаторами, изготавливать индикаторы из растений;

    обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания; выращивать кристаллы солей, проводить прохладительных напитков;

    обнаруживать минеральные вещества, витамины в продуктах питания, объяснять их роль;

    использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности,

    выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.

    Литература:

    Ван Клив Дж. «200 экспериментов»/ Пер. с англ. – М., «Джон Уайли энд Санз», 1995

    Тебиева Е.А. Химия для малышей / Химия в школе № 5, 2008

    Макеев А.Ф., Осогосток Д.Н., Тюменцева Т.С./ Валеология в преподавании химии в школах Севера.- Якутск, 1999

    Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998

    Ольгин О.М. чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. – М.: Дет. лит., 1987

    Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ Пер. с нем. П. Лемени – Македона. – М.: Эксмо, 2011

    Здоровье в доме в вопросах и ответах № 11, 2012

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Химия для малышей»

Программа рассчитана на учащихся 3 - 4 класса

Срок реализации: 1.09.2012 – 31.05.2014

Составитель: Золотавина Елена Аркадьевна,

учитель высшей квалификационной категории,

стаж педагогической работы 19 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Химия малышам».

Программа модифицированная, составлена на основе программы Чернобельской и Г.М., Дементьева А.И. «Мир глазами химика» (Чернобельская, Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7 класса. Химия, 1999) и ориентирована на обучающихся 3 класса, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает.

Цель курса – развивать личности ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, у довлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике, расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализация общекультурного компонента.

Задачи:

образовательные :

  • сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
  • познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
  • сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
  • расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
  • показать связь химии с другими науками:

развивающие :

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы;
  • расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
  • развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.

воспитательные :

  • способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам;
  • поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;
  • воспитание экологической культуры.

В рамках программы кружка создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во вне учебной деятельности.

Работа учителя и детей проводится с использованием следующих образовательных технологий:

Метод проектов,

Личностно-ориентированное обучение,

Развивающее обучение,

Проблемное обучение,

Информационные технологии.

Методы и приемы работы

В обучении :

В воспитании:

Формы контроля и анализа результатов освоения программы:

Обсуждение педагогом и воспитанником результатов выполнения определенных работ и их оценка;

Представление выполненных работ на стендах, участие в научно-практических конференциях.

Занятия рассчитаны для проведения 1 час в неделю по 30–40 мин, всего 34 занятия за учебный год.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах.

Используемая литература:

Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 1978.

Тематический план

Тема занятия

Срок

План

факт

Химия – наука о веществах и их превращениях

Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.

Демонстрация. Удивительные опыты.

Лабораторное оборудование.

Лабораторная работа 1.

Вещества вокруг тебя, оглянись! – 17 часов

Вещества и их свойства.

Лабораторная работа 2 . Свойства веществ.

Чистые вещества и смеси.

Лабораторная работа 3

Вода.

1 н

окт

Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская.

Лабораторная работа 4 . Свойства воды.

Практическая работа «Очистка воды»

2 н

окт

Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.

Практическая работа 1.

Уксусная кислота.

3 н

окт

Лабораторная работа 5 . Свойства уксусной кислоты.

Питьевая сода.

4 н

окт

Лабораторная работа 6 . Свойства питьевой соды.

Чай.

Лабораторная работа 7 . Свойства чая.

Мыло.

Лабораторная работа 8 . Свойства мыла.

СМС.

Лабораторная работа 9

Косметические средства.

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи?

Лабораторная работа 10 . Изготовим духи сами.

Вещества в домашней аптечке.

2 н

дек

Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке?

Лабораторная работа 11 . Состав домашней аптечки.

Аптечный йод и зеленка.

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного.

Лабораторная работа 12

Перекись водорода.

Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Лабораторная работа 13 . Получение кислорода из перекиси водорода.

Аспирин.

Лабораторная работа 14 . Свойства аспирина.

Крахмал.

Лабораторная работа 15 . Свойства крахмала.

Глюкоза.

Глюкоза, ее свойства и применение.

Лабораторная работа 16 . Свойства глюкозы.

Жиры и масла.

Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и животные масла.

Лабораторная работа 17

Увлекательная химия для экспериментаторов -15 часов

20,

33. Химический новый год

Методика проведения опыта

Лабораторная работа 18 . «Изготовление химических елок и игрушек»

22,

Понятие о симпатических чернилах

Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты

Лабораторная работа 19 . «Секретные чернила»

24,

Состав акварельных красок

Состав акварельных красок. Правила обращения с ними

Лабораторная работа 20 . «Получение акварельных красок»

Понятие о мыльных пузырях

Лабораторная работа 21 . «Мыльные опыты»

Изучение влияния внешних факторов на мыльные пузыри

Обычный и необычный школьный мел.

Состав школьного мела.

Лабораторная работа 22 . «Как выбрать школьный мел»

Изготовление школьных мелков

Лабораторная работа 23 . «Изготовление школьных мелков»

Понятие об индикаторах

Лабораторная работа 24

Изготовление растительных индикаторов

Лабораторная работа 25

32,

Что мы узнали о химии?

Мини-проекты.

Итоговое занятие.

Защита мини-проектов.

Химия – наука о веществах и их превращениях - 2 часа

Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.

Техника безопасности в кабинете химии.

Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.

Демонстрация. Удивительные опыты.

Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Вещества вокруг тебя, оглянись! – 17 часов

Вещество, физические свойства веществ.

Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Питьевая сода. Свойства и применение.

Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла.

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке?

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина.

Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений.

Глюкоза, ее свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем?

Растительные и животные масла.

Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Лабораторная работа 2 . Свойства веществ.

Лабораторная работа 3 . Разделение смеси красителей.

Лабораторная работа 4 . Свойства воды.

Практическая работа 1. «Очистка воды».

Лабораторная работа 5 . Свойства уксусной кислоты.

Лабораторная работа 6 . Свойства питьевой соды.

Лабораторная работа 7 . Свойства чая.

Лабораторная работа 8 . Свойства мыла.

Лабораторная работа 9 . Сравнение моющих свойств мыла и СМС.

Лабораторная работа 10 . Изготовим духи сами.

Лабораторная работа 11 . Состав домашней аптечки.

Лабораторная работа 12 . Необычные свойства таких обычных зелёнки и йода.

Лабораторная работа 13 Получение кислорода из перекиси водорода.

Лабораторная работа 14 . Свойства аспирина.

Лабораторная работа 15 . Свойства крахмала.

Лабораторная работа 16. Свойства глюкозы.

Лабораторная работа 17 . Свойства растительного и сливочного масел.

Увлекательная химия для экспериментаторов -15 часов.

Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.

Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.

История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей.

Состав школьного мела.

Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Лабораторная работа 18 . «Изготовление химических елок и игрушек».

Лабораторная работа 19 . «Секретные чернила».

Лабораторная работа 20 . «Получение акварельных красок».

Лабораторная работа 21 . «Мыльные опыты».

Лабораторная работа 22 . «Как выбрать школьный мел».

Лабораторная работа 23 . «Изготовление школьных мелков».

Лабораторная работа 24 . «Определение среды раствора с помощью индикаторов».

Лабораторная работа 25 . «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора».

Что мы узнали о химии? – 3 часа

Подготовка и защита мини-проектов.

2 год обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.

В течение первого года обучающиеся получили первоначальные представления о науке химии, простейшие навыки работы с лабораторным оборудованием и веществами. Во время второго года обучения основное направление направлено на формирование навыков исследовательской деятельности химико-экологической направленности.

Данная программа составлена по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом:

Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.– Авт.-сост.: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2006. - 105 с.

Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций/ Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с.

Цель: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика

Задачи.

Познавательные:

  • Сформировать навыки элементарной исследовательской работы;
  • Расширить знания учащихся по химии, экологии;
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

  • Развить умение проектирования своей деятельности;
  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • Продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
  • Совершенствовать навыки коллективной работы;
  • Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности.

Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций.

Программа внеурочной деятельности второго года обучения предназначена для школьников 4 класса. Ребята этого возраста очень любознательны, и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и возможностей детей; в то же время содержит большой развивающий потенциал.

Сроки реализации программы. Программа курса второго года обучения рассчитана на 1 года обучения (1 час в неделю) – 34 часа.
Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число

практических работ.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

Принцип добровольности. К занятиям допускаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности : беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий.

Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.

Методы и приемы. Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:

Сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

Практические (лабораторные работы, эксперименты);

Коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

Комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);

Проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы

В обучении :

Знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;

Умение ставить химические эксперименты;

Умение выполнять исследовательские работы и защищать их;

Сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.

В воспитании:

Воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;

Воспитание воли, характера;

Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Средства:

Программное обеспечение;

Посредством Интернет технологий;

Посредством индивидуального обучения.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

Формулировать самому простые правила поведения в природе;

Осознавать себя гражданином России;

Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

Уважать иное мнение;

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

Работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Предполагать, какая информация нужна;

Отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

Выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

Выстраивать логическую цепь рассуждений;

Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Учебно-методическое обеспечение. Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Формы подведения итогов реализации программы.

  • Итоговые выставки творческих работ;
  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
  • Участие в конкурсах исследовательских работ;
  • Презентация итогов работы на заседании школьного научного общества.

Используемая литература:

Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.

Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – Петрозаводск, «Карелия», 1974.- 175с.

Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение,1976.-191с.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 1978.

Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 1978.

Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 1978.

Сомин Л. Увлекательная химия. – М.: Просвещение,1978.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ», М., 1995

Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

DVD – фильмы «Занимательная химия».

Тематический план

Тема занятия

Срок

Практические работы, опыты, демонстрации

План

факт

Введение - 1 час

Введение

Техника безопасности в кабинете химии.

Лабораторное оборудование.

Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Вступление в мир веществ – 4 часа

Как устроены вещества?

Лабораторная работа 2. Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц вещества.

1. Наблюдение за каплями воды.

2. Наблюдения за настойкой валерианы.

3. Растворение перманганата калия в воде.

4. Растворение поваренной соли

в воде.

Физические и химические явления.

Лабораторная работа 3

Условия, влияющие на скорость

химических реакций.

1 н

окт

Лабораторная работа 4 . Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1. Влияние температуры на скорость

химических реакций.

2. Влияние площади поверхности реагирующих веществ на скорость химических реакций.

3. Влияние кислот разной силы на скорость химических реакций.

Самое необыкновенное вещество

2 н

окт

Вода. Уникальность воды. Вода – растворитель.

Лабораторная работа 5 . Вода – растворитель.

1. Вода растворяет газы.

2. Вода растворяет минеральные соли.

Органолептические показатели воды.

3 н

окт

Цветность. Мутность. Запах.

Лабораторная работа 6

Жесткость воды, ее определение и устранение.

4 н

окт

Жесткость воды, ее определение и устранение

Лабораторная работа 7

Минеральный состав воды.

Ионы. Влияние минерального состава воды на здоровье человека.

Лабораторная работа 8 . Обнаружение ионов в воде.

Влияние синтетических моющих средств на живые организмы.

СМС, их влияние на свойства и качество воды.

Лабораторная работа 9

Практическая работа 1. «Очистка воды»

Очистка воды от СМС, нерастворимых веществ.

Практическая работа 1 . Очистка воды

Понятие о кислотах.

Кислоты. Обнаружение кислот в растворе. Кислота в желудке человека.

Кислотные дожди.

Лабораторная работа 10

2 н

дек

Лабораторная работа 15

Соли, но не все соленые

Понятие о солях.

Лабораторная работа 11 . Карбонат кальция.

1. Опыт с кусочком мела.

2. Мрамор и гипс.

3. Раковина улитки.

Что такое сода?

Питьевая сода. Ее свойства.

Лабораторная работа 12 .

1. Как сода способствует выпечке хлеба?

2. Приготовим лимонад!

Поваренная соль.

Хлорид натрия, его свойства.

Лабораторная работа 13 .

1. Мы получаем поваренную соль.

Газ, поддерживающий горение.

Лабораторная работа 14 . Получение кислорода.

Металлы.

Металлы. Физические свойства металлов.

Лабораторная работа 15

Железо.

Свойства и применение железа. Ржавчина.

Биологическая роль железа.

Лабораторная работа 16 .

1. Растворяем железо.

2. Как обнаружить железо?

3. Невидимые чернила из железных стружек.

4. обнаружение железа в продуктах питания.

5. Удаление пятен ржавчины.

20,

Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода

Уголь, графит и углекислый газ –

дети углерода. Их свойства и применение.

Лабораторная работа 17 .

1. Уголь как адсорбент.

2. Кукурузные палочки тоже адсорбент.

3. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

4. Обнаружение углекислого газа в газировке.

22,

Спирт как объект изучения

Лабораторная работа 18 .

1. Влияние этилового спирта на живые организмы.

2. Спирт-растворитель.

3. Извлекаем зеленый пигмент листа– хлорофилл.

24,

Углеводы.

Глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза –

углеводы сладкие и не очень. Их свойства и значение для живых организмов.

Лабораторная работа 19 .

1. Углерод в сахаре.

2. Обнаружение крахмала в продуктах питания и косметической пудре.

3. Обнаружение глюкозы в продуктах питания.

4. Неспелое и спелое яблоко.

Белки.

Лабораторная работа 20 .

1. Исследуем яйцо.

2. Обнаружение белка.

Жиры.

Лабораторная работа 21 .

1. Масляная капля.

2. Какие плоды содержат жир?

Пластмассы.

Лабораторная работа 22 . Польза и вред полиэтилена.

Изучаем пыль

Пыль – загрязнитель воздуха.

Лабораторная работа 23 .

Ставим баллы воде

Анализ воды.

Лабораторная работа 24 . Анализ воды.

31, 32

Практическая работа 2.

Алгоритм проведения экспертизы.

Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.

Изучение воздействия вредных химических факторов на здоровье человека

Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Итоговое занятие

Введение - 1 час

Техника безопасности в кабинете химии. Лабораторное оборудование. Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.

Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Вступление в мир веществ – 4 часа

Вещество. Молекула. Атом. Химический элемент. ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химическая формула.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций.

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Лабораторная работа 2. Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц вещества.

1. Наблюдение за каплями воды.

2. Наблюдения за настойкой валерианы.

3. Растворение перманганата калия в воде.

4. Растворение поваренной соли в воде.

Лабораторная работа 3 . Физические и химические явления.

Лабораторная работа 4 . Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1. Влияние температуры на скорость

химических реакций.

2. Влияние площади поверхности реагирующих веществ на скорость химических реакций.

3. Влияние кислот разной силы на скорость химических реакций.

4. Катализаторы– ускорители химических реакций

Мир неорганических веществ – 23 часа

Вода. Уникальность воды. Вода – растворитель. Цветность. Мутность. Запах. Жесткость воды, ее определение и устранение. Ионы. Влияние минерального состава воды на здоровье человека. СМС, их влияние на свойства и качество воды. Очистка воды от СМС, нерастворимых веществ.

Фильтрование. Выпаривание. Отстаивание.

Кислоты. Обнаружение кислот в растворе. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди.

Понятие о солях. Питьевая сода. Ее свойства. Хлорид натрия, его свойства.

Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов.

Металлы. Физические свойства металлов. Свойства и применение железа. Ржавчина. Биологическая роль железа.

Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода. Их свойства и применение.

Спирт, его свойства. Влияние этилового спирта на живые организмы.

Глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза – углеводы сладкие и не очень. Их свойства и значение для живых организмов.

Белки в мясе, молоке, яйцах и других продуктах Их свойства и значение для живых организмов.

Жиры в семечках, орехах, апельсине и молоке. Их свойства и значение для живых организмов.

Пластмассы. Полиэтилен. Польза и вред полиэтилена.

Лабораторная работа 5 . Вода – растворитель.

1. Вода растворяет газы.

2. Вода растворяет минеральные соли.

3. Как устранить накипь в чайнике?

Лабораторная работа 6 . Органолептические показатели воды.

Лабораторная работа 7 . Определение и устранение жесткости воды.

Лабораторная работа 8 . Обнаружение ионов в воде.

Лабораторная работа 9 . Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения.

Практическая работа 1 . Очистка воды

Лабораторная работа 10 . Обнаружение кислот в продуктах питания.

Лабораторная работа 15 . Действие кислотного загрязнения воздуха на растения

Лабораторная работа 11 . Карбонат кальция.

1. Опыт с кусочком мела.

2. Мрамор и гипс.

3. Раковина улитки.

4. Что содержится в зубной пасте?

Лабораторная работа 12 .

1. Как сода способствует выпечке хлеба?

2. Приготовим лимонад!

Лабораторная работа 13 .

1. Мы получаем поваренную соль.

2. Фокус с картофелем, или почему картофель плавает в воде?

Лабораторная работа 14 . Получение кислорода.

Лабораторная работа 15 . Металлы создают цвета, цветы, огни.

Лабораторная работа 16 .

1. Растворяем железо.

2. Как обнаружить железо?

3. Невидимые чернила из железных стружек.

4. обнаружение железа в продуктах питания.

5. Удаление пятен ржавчины.

Лабораторная работа 17 .

1. Уголь как адсорбент.

2. Кукурузные палочки тоже адсорбент.

3. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

4. Обнаружение углекислого газа в газировке.

5. «Ныряющее яйцо»: еще один фокус

Лабораторная работа 18 .

1. Влияние этилового спирта на живые организмы.

2. Спирт-растворитель.

3. Извлекаем зеленый пигмент листа– хлорофилл.

4. Разделяем хлорофилл на фракции хроматографией.

Лабораторная работа 19 .

1. Углерод в сахаре.

2. Обнаружение крахмала в продуктах питания и косметической пудре.

3. Обнаружение глюкозы в продуктах питания.

4. Неспелое и спелое яблоко.

Лабораторная работа 20 .

1. Исследуем яйцо.

2. Обнаружение белка.

Лабораторная работа 21 .

1. Масляная капля.

2. Какие плоды содержат жир?

Лабораторная работа 22 . Польза и вред полиэтилена.

Экологический взгляд на вещества вокруг нас-6 часов

Пыль – загрязнитель воздуха. Анализ воды. Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы продуктов питания. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Лабораторная работа 23 . Изучение запыленности воздуха

Лабораторная работа 24 . Анализ воды.

Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.