Отличительные черты романтического пейзажа мцыри. Сочинение на тему «Роль пейзажа в создании романтического героя» по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Несколько интересных сочинений
Произведение Лермонтова "Мцыри" было написано в 1839 году. В его основу легла реальная история, услышанная Лермонтовым от одного монаха.
Главный герой - Мцыри - живёт в монастыре. Он хочет из него сбежать. Он хочет свободы, увидеть мир. Монастырь в этом произведении - образ неволи, "тюрьмы", а природа - образ свободы. Когда Мцыри сбегает, бушует буря, клубятся тёмные тучи, сверкают молнии, на небе нет ни одной звезды, даже луны: "Обняться с бурей был рад!/ Глазами тучи я следил/ Рукою молнии ловил.../.
" Потом гроза утихает, ночь быстро проходит и наступает прекрасное утро. Природа отражает чувства Мцыри. Даже буря и ночь его не пугают, он счастлив очнуться на свободе. Но его всё равно "грызут" страхи, "гложат" сомнения, "мучают" вопросы, такие как "А вдруг погоня?" "Что будет, если найдут меня?", и т.д. Но сомнения быстро покидают его. Это отражается и на времени суток - наступает прекрасный рассвет. Главный герой понимает, что его долгожданный побег удался, он наконец-то на свободе, которую он так давно жаждал получить.
Мцыри оказывается в Божьем саду. Там много прекрасных растений и птиц, которые поют чудесными голосами. Природа отражает счастье и свободу, которые испытывает беглец. Автор передаёт это, используя различные эпитеты в своей поэме: "растений радужный наряд", "кудри виноградных лоз", "прозрачная зелень листов", "волшебные голоса", "торжественный хваленья час".
Потом Мцыри уходит из Божьего сада и слышит песню, которую поёт грузинка. Он засыпает, убаюканный её голосом. Она сниться ему. Её образ навевает Мцыри мысли и воспоминания о родном доме. Когда Мцыри снова просыпается, то уже наступила ночь, на небе полная луна, озаряющая всё своим светом. Вдалеке он видит Кавказские горы и решает пойти к ним. Он решает идти через густой и тёмный лес, но он, к сожалению, заблудился в нём. Ночь и тёмный лес олицетворяют сомнения, мучающие главного героя, его потаённые страхи и пугающие мысли. "И я пробудились/ Уж луна сияла./ Из виду горы потерял/ И тут с пути сбиваться стал/."
Мцыри очутился на лесной полян, где потом его заметил барс. Поляна - арена схватки главного героя с барсом. Мир будто застыл, наблюдая за их борьбой за жизнь. Барс - ночной хищник, образ самого потаённого и жуткого страха. Но Мцыри победил барса, победил свой страх.
Мцыри вышел из леса и увидел туман. Ему кажется, что он слышит голоса, доносящиеся из аула, но он исчезает и на его месте возникает монастырь, разносящий звон колоколов. На Мцыри нахлынуло разочарование, что он вновь вернулся к своей "тюрьме", что ему никогда не удастся побывать в родном крае, увидеться со своей семьёй.
Далее мцыри рассказывает старцу про цветок, с которым он олицетворяет себя и свою жизнь. Главному герою становится плохо, его мучает жажда, он видит миражи и теряет сознание. В таком состоянии его находят монахи и везут в монастырь.
Перед тем как умереть, он просит старца похоронить его не в стенах монастыря, а на свободе. В саду, где цветут чудесные белые акации, растёт мягкая ярко-зелёная травка, свежий и чистый воздух, откуда видны высокие Кавказские горы.
Большую роль в поэме Лермонтова "Мцыри" играет природа. Именно через неё и её изменения автор передаёт внутренние чувства, страхи, переживания, надежды и мечты главного героя Мцыри.
ПЕЙЗАЖ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. Поэма М. Лермонтова «Мцыри» была завершена в 1839 году. Появлению её предшествовал интерес, проявляемый писателем к судьбе человека, который обладая пылкой душой, вынужден томиться в неволе. Это произведение, по мнению некоторых критиков,- лучшее лермонтовское создание, рно «осталось непревзойденным».
Тема родины, а рядом с ней темы вольности и природы – основные в поэме. Они развиваются параллельно и неотделимо друг от друга. Уже первая строфа содержит намёк на то, как прочно сплетен в поэме мир человека и природы: …сливался, шумят,
Обнявшись, будто две сестры Струи Арагвы и Куры…
Место действия поэмы - Грузия. Здесь мы встречаем великолепные и очень натуральные картины природы этого края, которые играют в произведении важную роль, так как величие и красота природы за стенами монастыря - то единственное, что напоминает герою его родину, что не несет примет плена. Так представление о свободе и родине сливается в сознании Мцыри в романтичную и яркую картину: горы, скалы, стремительные потоки… Сам герой близок дикой природе Кавказа:
Как серна гор, пуглив и дик,
И слаб, и гибок, как тростник.
Шли годы. Мальчик научился скрывать свои чувства и мечты. «Грозой оторванный листок», он не только тянулся всей душой к полузабытой родине - он дал себе клятву вернуться туда. Мир, который Мцыри наблюдал только с высокой угловой башни,- солнце, поля, скалы - заставлял еще сильнее рваться на свободу. Гроза прозвучала синхронно с бурей чувств в душе юноши и могучим приливом сил. Сам себе он кажется исполином:
О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил.
Он ощущает себя не просто пассивным созерцателем, но и активным участником процессов, которые переживает природа. Каждый ее уголок полон для юноши тайного смысла: Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
МЦыри понятны «все природы голоса». Припав к земле, он вслушивается в волшебный шепот кустов. Ему дано свыше угадывать тайные думы окрестных лесов и скал и наблюдать за свободными и легкими облаками, которые «облачко за облачком» направляются туда, где родина юноши, туда, где виден «седой незыблемый Кавказ».
Вполне закономерно субъективное восприятие природы у Мцыри. Выси горных хребтов кажутся ему алтарями, курящимися в небе в час утренней зари. По его словам, небесный свод «в то утро был так чист, что ангела полет прилежный взор следить бы мог…» Капли росы на растениях напоминают ему «следы небесных слёз» в цветущем первозданном саду, где кусты шепчутся между собой «о тайнах неба и земли» и где все «волшебные голоса» соединяются в торжественном гимне. Бежав от «душных келий и молитв», Мцыри, охваченный нахлынувшими на него новыми впечатлениями, восторгается окружающей природой. В ней, как в храме, юноша нашёл то, чего не могли дать ему монахи и церковные песнопения.
Но природа не единообразна в своем воздействии на героя. Наступает момент - вторая ночь после побега, когда родные горы кажутся бесконечно далекими, а мир природы - полным враждебности и препятствий: «Всё лес был, вечный лес кругом, страшней и гуще каждый час…» А вот и реальная опасность: предстоит схватка с барсом. Мцыри полон воинской отваги, жаждой борьбы… Бой окончен. Юноша, «собрав остаток сил, побрел» по лесу, но свежий и многообещающий ропот дубрав был обманчив: рядом возникают стены ненавистного монастыря. «В тюрьме воспитанный цветок», юноша не смог претворить в жизнь свою мечту о родине и свободе. В эти последние мгновения, проведенные Мцыри на воле, природа жестоко обходится с поверженным:
…палил меня
Огонь безжалостного дня.
Всё окружающее было полно равнбдушия к юноше-горцу:
Мир божий спал В оцепенении глухом
Отчаянья тяжёлым сном.
Умирающий Мцыри сквозь обрывки впечатлений и воспоминаний, в предсмертном бреду обращается к монаху, свидетелю его исповеди, с последней просьбой:
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций два куста…
Оттуда виден и Кавказ.
В умирающем теплится надежда, что родина вместе с прохладным ветерком пришлет ему прощальный привет.
Невозможно говорить о герое поэмы Лермонтова «Мцыри», не касаясь его взаимоотношений с природой, которая выступает в произведении в качестве единственного «партнера» героя. Ощущение своего родства с окружающим миром, со стихийными силами природы в сочетании с горячей любовью к родине, жаждой жизни и борьбы - таковы характернейшие черты Мцыри, гармонически сочетающиеся в его могучей личности.
Поэма «Мцыри», написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны - он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.
Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, причем Лермонтов даже точно указывает место событий: монастырь Мцыри находится близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Интересно, что поэт описывал реально существующий монастырь, который уцелел до наших дней и сейчас является местом паломничества - в особенности для почитателей творчества Лермонтова. Приезжающие туда туристы могут насладиться потрясающими горными пейзажами: монастырь стоит на небольшом возвышении и сразу за ним виднеется уходящая в небо цепь кавказских гор. Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Пейзажи Кавказа глубоко затронули душу самого Лермонтова, и именно благодаря им замысел поэмы окончательно выкристаллизовался. Известно, что первоначально поэт не знал, куда поместить своего героя. Он написал две небольших поэмы-наброска, «Исповедь» и «Боярин Орша», но лишь посетив Кавказ, смог приступить к созданию окончательной версии. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного. Кроме того, для читателя-современника Лермонтова само понятие Кавказ служило синонимом свободы и свободомыслия, поскольку туда ссылали всех неугодных режиму (так оказался там и сам автор).
Кавказ был своего рода паролем, после прочтения которого читатель настраивался на нужный лад - и не оставался обманутым.
Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Эти два взгляда порою сливаются воедино, и из уст персонажа звучат глубоко поэтичные, вдохновенные описания виденной им природы. В такие минуты кажется, что сам Лермонтов говорит за своего героя, что это своей болью и своей страстью к свободе делится он с читателем…
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей…
Первый пейзаж, который предстает перед читателем - это унылый и печальный монастырский пейзаж. Описывая его, в противовес последующим изображениям живой природы, скупо и сухо, Лермонтов сразу же намечает романтический конфликт между двумя мирами: миром свободы и несвободы. Отметим, что нигде в поэме подробно не упоминается о том, насколько плохо жилось Мцыри в монастыре. Но об этом можно с легкостью догадаться по его восторженному рассказу об увиденном в краткие три дня побега. Солнечный свет, легкое дуновение ветерка, цветущие растения и поющие птицы - вот все то очарование жизни, которого Мцыри, запертый в каменных стенах, был лишен. Так через пейзаж в поэму вводится проблема свободы и несвободы, проблема отобранной у Мцыри жизни. «Я молод, молод!
» - с болью восклицает Мцыри, очарованный красотой открывшегося перед ним огромного мира. В этом восклицании звучит страстное желание глубже узнать жизнь, насладиться всеми ее проявлениями, - и все эти желания пробуждает в Мцыри пейзаж. А благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Расплывчатые воспоминания, отобранные у него монастырем, формируются в четкую картину. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.
На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме «Мцыри» не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.
Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо:
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна. Вдруг во ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры…
Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей - он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. В этом эпизоде проявляется новаторство Лермонтова, ведь он применяет романтический пейзаж, обычно используемый исключительно для выражения чувств главного героя, в совершенно других целях. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» - она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила, и оттого:
Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
Тест по произведению
Поэма "Мцыри" написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь.
Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода, то есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира "здесь" и мира "там", противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира.
Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма – то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира.
"Мцыри" – типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова-романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта.
Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.
Природа у Лермонтова – это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя.
От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы – природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок.
Один из кульминационных моментов поэмы – встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы.
В сцене боя с барсом наряду с антитезой используется прием олицетворения. Автор отступил от описания общего образа природы. Он наделяет человеческими качествами барса, месяц и лес. Это органично дополняет классический романтический пейзаж. Чувствуется своеобразное напряжение, витающее в воздухе, которое не может оставить читателя равнодушным. В этой сцене все буйство природы, описанное при побеге Мцыри, теперь отражается в душе читателя; этим автор подчеркивает важность эпизода.
Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца.
Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение – лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков.
Один из наиболее ярких и важных образов – образ горного потока:
…Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой.
Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскрытия образа главного героя. Как и в любом романтическом произведении, в этой поэме пейзажи формируют образ героя, заставляя его играть всеми возможными оттенками чувств. Вообще же можно говорить о том, что пейзаж в "Мцыри" представляет собой типичный образец романтического пейзажа, со всеми его функциями, особенностями и характерными чертами, что, безусловно, свидетельствует о чистоте стиля произведения.