Что такое МВА образование и степень (расшифровка и обучение). MBA в России: сколько стоит, где лучше учиться и зачем вам это Образование в мим линк

Понятие "МВА" в России появилось относительно недавно, из-за чего к дипломам МВА, полученным в российских ВУЗах, относятся с некоторой степенью недоверия. Однако практика убедительно доказывает, что программы МВА ведущих ВУЗов России практически ни в чем не уступают своим зарубежным аналогам. И сегодня мы предлагаем вам узнать, в каких ведущих ВУЗах можно получить степень МВА, и что могут предложить высшие учебные заведения своим студентам.

Правильное управление бизнесом в современных экономических условиях - это решающий фактор успешного развития и процветания любого предприятия, независимо от направления его деятельности. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что руководство своей компанией собственники бизнеса сегодня предпочитают доверять только квалифицированным специалистам, получившим степень МВА .

Что такое МВА? Мастер Бизнес Администрирования - квалификационная степень, получение которой свидетельствует о том, что специалист может на высоком уровне осуществлять управленческую работу и занимать позиции в сфере высшего менеджмента. Степень МВА является показателем теоретической и практической подготовки специалиста и ключевой квалификацией для карьерного роста в менеджменте

Отметим, что в России понятие "МВА" появилось относительно недавно (а если быть точнее, то в начале 2000 годов), из-за чего к дипломам МВА, полученным в российских ВУЗах, относятся с некоторой степенью недоверия (мол, у нас до сих пор не разработаны качественные программы МВА). Однако практика убедительно доказывает, что программы МВА ведущих ВУЗов России практически ни в чем не уступают своим зарубежным аналогам. И сегодня мы предлагаем вам узнать, в каких ведущих ВУЗах можно получить степень МВА, и что могут предложить высшие учебные заведения своим студентам. Но для начала давайте разберемся, какие же виды профессиональных программ МВА существуют.

Виды профессиональных программ Магистра бизнес администрирования


Общепринятой классификации учебных программ МВА на данный момент не существует. Но, взяв за критерий форму обучения, можно поделить их на группы:

  • традиционные программы с дневной формой обучения (Full time MBA);
  • очная форма обучения (Part Time MBA), время занятий которой может регулироваться, например, они могут проводиться вечером или в модульном формате;
  • специальные углубленные программы (EMBA - Executive MBA), которые ориентированы на специалистов-менеджеров высшего звена, проходящих повышение квалификации или переподготовку;
  • мини-курсы, подающие базовый материал (Mini MBA). На занятиях обсуждают только самые актуальные вопросы бизнес-менеджмента ;
  • программы, ориентированные на дистанционную организацию учебного процесса (Distance-learning MBA).

Срок обучения по программам МВА зависит от выбранной программы и может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Рейтинг самых популярных программ МВА

За рубежом рейтинги самых авторитетных программ обучения МВА каждый год печатают в изданиях с мировым именем: «Financial Times», «US News», «Business Week». В нашей стране рейтинги составляют, как правило, либо специализированные издания, либо интернет-порталы трудоустройства. В частности, в 2014 году свой ТОП программ МВА составили такие издания как «Секрет фирмы», «CEO», «Элитный персонал», МВА-сообщества «Народный рейтинг бизнес-школ MBA.SU», «Российская лига МВА» и портал «Superjob».

Примечательно, ТОП-5 почти всех перечисленных выше изданий практически полностью идентичен, что лишний раз подтверждает беспристрастность исследований. Итак, согласно исследованиям отечественных бизнес-изданий, ТОП-5 отечественных программ МВА выглядит следующим образом:

1. Московская школа управления «Сколково»


Бизнес-школа предлагает обучение по классической программе МВА и Executive MBA на английском языке. Также возможно дистанционное обучение в онлайн режиме. Обязательные требования - это законченное высшее образование, 3-летний опыт в управленческой сфере и знание английского языка на высоком уровне.

Преимущества: модульный формат (4 дня в месяц), квалифицированные преподаватели, современные подходы к подаче материала, акцент на практические навыки, наличие кампуса для проживания, международные модули в структуре программы (17 предметных модулей рассчитаны на 18 месяцев обучения). Стоимость обучения составляет 60 тыс. евро.

2. Высшая школа маркетинга Государственного университета управления

Разнообразие программ МВА (направления: бизнес администрирование и маркетинг) позволяют выбрать именно ту форму, которая удовлетворит именно ваши запросы. Обязательное условие - наличие высшего экономического, гуманитарного, технического образования и, как минимум, двухлетний опыт работы в сфере управления. Обучение осуществляется в очной, заочной и вечерней форме и длится 2 года.

Особенности учебного процесса: индивидуальная корректировка программы, развитие управленческих навыков посредством инновационных проектов и деловых игр, дистанционные интернет-технологии, а также заграничные стажировки. Стоимость обучения - 450 000 рублей за 2 года, 270 000 рублей за 1 год и 4 месяца.

3. Институт бизнеса и экономики РАНХиГС совместно с California State University, East Bay


Российско-американская программа МВА, аккредитованная AACSB International, которая осуществляется на английском языке. Среди наиболее значимых преимуществ следует отметить возможность совмещать учебу в бизнес-школе с занятиями в университете (при условии наличия управленческого опыта). Кроме того, студент имеет возможность закончить американскую магистратуру и продолжить обучение в Америке.

Нельзя не сказать и о таких преимуществах, как поддержка формата онлайн-обучения, большой библиотечный фонд, квалифицированный преподавательский состав, наличие программ профессиональной переподготовки и двуязычное преподавание.

Обязательные условия для поступления: высшее образование (не ниже степени «бакалавр»), знание английского языка (экзамен), опыт работы не менее 2-х лет, удачный результат тестовых заданий (в которых присутствуют задачи на логику и сообразительность). Стоимость обучения - 975 тыс. рублей.

4. Международный институт Московской школы социальных и экономических наук РАНХиГС, российско-британская (Kingston University) программа MBA

Учебные программы структурированы по категориям «Бизнес образование», «Международная магистратура», «Бакалавриат», «Дополнительное образование». Все они получили аккредитацию в ассоциации AMBA (Association of MBAs). Форма обучения модульная и состоит из 5 сессий в год.

Особенности: международная стажировка, участие в западном бизнес-сообществе, возможность получения диплома Executive MBA Kingston University Business School, 4 модульных курса на выбор по желанию студента, преподавание на английском и русском языках. Стоимость обучения составляет 1 040 000 рублей за 24 месяца учебы (возможен вариант поэтапной оплаты).

5. Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ

Институт предлагает студентам огромнейшее разнообразие программ МВА (Full-time MBA, Part-time MBA, модульные программы MBA, программы MBA в формате weekend, дистанционные программы MBA , Doctor of Business Administration (DBA), Executive MBA, Mini MBA), которые реализуются в таких направлениях, как: финансы, банковский менеджмент, HR-менеджмент и управление стоимостью бизнеса. Обучение осуществляется на протяжении 2-х лет, а по его окончанию выпускник получает диплом международного образца.

Преимущества: преподаватели и эксперты высочайшего класса, международные стажировки и работа студентов в научно-исследовательских институтах. Стоимость обучения напрямую зависит от выбора программы и колеблется в пределах 228-450 тыс. рублей.

Вместо заключения

Рейтинги программ МВА, как правило, создаются в результате глубокого анализа данных бизнес-школ и опроса их выпускников. Поэтому необходимо понимать, что любые ТОПы - субъективны, так как базируются не только на фактах и статистике, но и на мнении людей (другими словами, на составление рейтингов большое влияние оказывает человеческий фактор).

Выбор программы МВА , прежде всего, должен зависеть от ваших целей, подготовки и желания развиваться. Знания - это ключ ко всем дверям, и какой бы ВУЗ вы не выбрали, если "ключ" будет качественным, то он откроет замок любой сложности.

Национальные требования к общему содержанию и условиям реализации программ уровня МВА
(НАСДОБР, 2015. извлечение)

1. Программа уровня МВА - это программа профессионального развития дженералистского характера для тех, кто обладает соответствующим значительным опытом практической работы, необходимым для того, чтобы внести вклад в образовательный процесс в рамках своей группы, с акцентом на лидерство, стратегическое управление и профессиональную ориентацию.

2. Цель программы уровня МВА заключается в том, чтобы:

  • систематизировать и обогатить предшествующий практический опыт.
  • развить у слушателей стратегическое мышление, предпринимательские навыки, инновационность и лидерские качества.
  • развить понимание и сформировать опыт в изучении ключевых проблем бизнеса, в том числе, его трансформации и глобализации, и определить потенциальный вклад бизнеса в решение этих проблем.
  • развить навыки межличностного взаимодействия и командной работы.
  • развить умение применять накопленные и вновь приобретенные, знания и опыт для решения сложных проблем бизнеса в различном контексте.
  • сбеспечить приобретение знаний на продвинутом уровне в области управления организацией и изучения среды, в которой она работает.
  • сформировать понимание социально ответственного управления бизнесом.
  • способствовать непрерывному обучению и личностному развитию.

3. Не менее 60% преподавателей , участвующих в реализации базовых профессиональных дисциплин представляемой на аккредитацию программы, должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, иметь ученую степень и/или звание, и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет.
К базовым дисциплинам относятся дисциплины по менеджменту и стратегиям развития организации, составляющие основу профессионального подхода к решению проблем менеджмента организаций с дженералистских и функциональных позиций в стратегической перспективе.

4. К преподаванию специальных дисциплин должны преимущественно (не менее 70% от общего количества преподавателей спецдисциплин) привлекаться руководители, специалисты, профессиональные тренеры, коучи, консультанты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или научные исследования и разработки в данной предметной сфере.

К специальным дисциплинам (обязательным и по выбору) относятся дисциплины функциональной, отраслевой и иной специализации программы МВА и предусматривающие углубленное рассмотрение наиболее важных аспектов бизнеса и менеджмента, исходя из специфики программы МВА и целевой группы слушателей. Это дает возможность учесть индивидуальные предпочтения слушателей с позиций их организационных и карьерных интересов.

5. Характер программы уровня MBA учитывает соответствующий опыт работы слушателей. Программа предназначена для тех, кто в скором времени сможет внести существенный вклад в управление организацией на стратегическом уровне. Она должна обеспечивать как интеллектуально напряженную программу обучения, так и возможность личностного развития.

6. Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т. п.) не относятся к категории МВА , если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления организацией в комплексе.

7. Программа уровня МВА должна давать соответствующие знания и понимание организации, внешней среды, в которой она работает, взаимодействия с акционерами. Следует достичь соответствия требованиям к стандартному содержанию программы. Программа должна обеспечить получение слушателями общих знаний в области управления, в том числе:

  • концепции и процессы в области производства и сбыта товаров и/или услуг, финансирования предприятия или иной формы организации.
  • концепции и методы бухгалтерского учета, количественных методов, а также управление информационными системами, включая ИТ-приложения.
  • теория организации, организационное поведение, управление человеческими ресурсами и вопросы межличностного общения.
  • процессы и проблемы общего управления на оперативном и стратегическом уровне.
  • макро-и микроэкономика.
  • влияние факторов внешней среды на организацию, в том числе правовые системы, демографические, этические, социальные и технологические вопросы.
  • навыки управления изменениями.
  • политика бизнеса и стратегии.
  • лидерство и предпринимательство.
  • устойчивость бизнеса, этика и управление рисками в принятии бизнес - решений.
  • современные аспекты, такие как творческий подход, предпринимательство, инновации, электронная коммерция, управление знаниями и глобализация.

8. Программа уровня МВА должна быть целостной (интегрированной) и формировать способность слушателя сочетать знания и навыки, приобретенные в рамках отдельных курсов. Это может быть реализовано посредством проекта, в котором слушатели могут продемонстрировать понимание теории и способов ее применения.

9. Нормативный объем программы уровня МВА при любой форме обучения составляет не менее 1800 часов академической трудоемкости , из них не менее 600 часов аудиторных занятий. Допускается замещение аудиторных занятий в размере, не превышающем 300 часов проведением занятий в дистанционном режиме

10. Программы могут проходить в формате полного и неполного учебного дня , использовать дистанционные методы обучения или быть смешанными.

Программа имеет поддержку через онлайн-платформу, к которой слушатели могут получить доступ вне кампуса и вне учебных часов.

В программах, разработанных на модульной основе , структура должна учитывать междисциплинарный подход к управлению, предусматривать средства, которыми достигается интеграция отдельных предметов.

Программы могут проводить значительную часть процесса обучения дистанционно или в формате «смешанного обучения» . Программы, действующие в таких режимах, должны гарантировать, что слушатели получают образование, эквивалентное тому, что и слушатели очного формата.

Европейские руководящие принципы для программ МВА
(принято EQUAL, подписаны Российской ассоциацией бизнес-образования)


Дженералистская программа МВА предназначена для людей с опытом работы, ориентированная на образовательные результаты (приобретенные знания и понимания, профессиональные навыки и умения, универсальные навыки и умения), это программа, формирующая стратегическое мышление.

Раздел 1. Экономика - правовая среда бизнеса

  • Закономерности экономического поведения субъектов
  • Макроэкономические индикаторы в деятельности компании
  • Предпринимательское право
  • Трудовое право
  • Корпоративное управление
  • Институциональные отношения

Раздел 2. Личностное и профессиональное развитие

  • Системное мышление менеджера
  • Профессиональные навыки менеджера (тренинг)
  • Персональное управленческое искусство
  • Командообразование (тренинг)
  • Бизнес - коммуникации (тренинг)
  • Программа развития карьеры
  • Самоменеджмент
  • Английский язык

Раздел 3. Управление финансами

  • Финансово-кредитная система
  • Финансовые рынки и финансовые институты
  • Налогообложение
  • Бухгалтерский учет и финансовый анализ для менеджеров
  • Бухгалтерский учет
  • Управленческий учет
  • Финансовый анализ
  • Управление финансами фирмы
  • Базовые концепции финансового менеджмента
  • Инвестиционный менеджмент
  • Оценка стоимости предприятия
  • Риск-менеджмент (курс по выбору)
  • Финансовые технологии
  • Организация рынка ценных бумаг и биржевые операции
  • Принятие краткосрочных финансовых решений
  • Налоговый менеджмент (курс по выбору)
  • Формирование финансовой политики организации (курс по выбору)

Раздел 4. Менеджмент

  • Эволюция управленческой мысли, системный подход к управлению
  • Общий и операционный менеджмент
  • Внедрение системы сбалансированных показателей
  • Логистический менеджмент
  • Стратегический менеджмент
  • Менеджмент качества
  • Бизнес-планирование
  • Управление проектами

Раздел 5. Человек в организации

  • Организационное поведение
  • Управление конфликтами
  • Стратегия выживания (тренинг)
  • Управление человеческими ресурсами
  • Управление изменениями (тренинг)
  • Кросс - культурный менеджмент (курс по выбору)
  • Управленческие технологии
  • Лидерство в менеджменте (тренинг)
  • Теория и технологии эффективных коммуникаций в управлении (тренинг)

Раздел 6. Управление информацией

  • Информационные системы и технологии
  • Управление информацией и знаниями
  • Телекоммуникационные квалификации

Раздел 7. Маркетинг

  • Общий маркетинг
  • Управление маркетингом
  • Принятие ценовых решений.
  • Технологии маркетинговых коммуникаций
  • Маркетинговые технологии
  • Управление продажами (тренинг)
  • Брэндинг (курс по выбору)

Раздел 8. Международный бизнес и менеджмент

  • Международная среда бизнеса
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Технологии международного бизнеса

Раздел 9. Прикладные проекты. Самостоятельная работа

  • Консультирование.
  • Управленческий консалтинг.
  • Стажировки (по выбору).
  • Компьютерная деловая игра (курс по выбору).

Аттестационный проект.

Программа МВА (Master of Business Administration) – это программа для действующих менеджеров и предпринимателей с опытом работы в бизнесе, как правило, не менее 3-5 лет. «МВА – степень, которая является стандартом бизнес-образования во всем мире», – отмечает ректор Президентской академии Владимир Мау .

В отличие от программ магистратуры, ориентированных на углубленные знания и отработку навыков научных исследований и проектной работы, программа МВА нацелена на получение и развитие практических навыков управленческой работы и ведения бизнеса, на интенсивный обмен практическим опытом, на развитие инновационного и креативного мышления. Это программа для людей, работающих в бизнесе и ориентированных на карьерный рост.

Как правило, программы МВА рассчитаны на менеджеров линейного и среднего уровня, стремящихся быстро подняться по карьерной лестнице. Поэтому такие программы при их «дженералистском» характере обычно имеют функциональные специализации (маркетинг, HR, предпринимательство, финансы и т.п.), важные для линейного и среднего менеджмента, работающего в соответствующих подразделениях компаний. Здесь много «бизнес-техники», конкретных инструментов ведения бизнеса на практике.

Для топ-менеджеров и владельцев бизнеса существует специальная категория программ МВА – Executive МВА, или ЕМВА. Эти программы в значительной степени нацелены на развитие лидерского потенциала и стратегического видения участников, на то, чтобы научить их видеть компанию не через призму отдельных функций, а, что называется, с высоты птичьего полета. Здесь намного меньше, чем на программах МВА, «бизнес-техники» и практического инструментария, поскольку у участников программы в подчинении находится достаточно людей и сами они техникой уже не занимаются. В учебных курсах этих программ превалируют стратегические мозговые штурмы и тренинги по личностному развитию.

Программа МВА появилась в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века, «опоздав» по сравнению с США и Европой более чем на 50 лет. Первые российские программы МВА были разработаны и прошли апробацию в РАНХиГС.

Как вспоминает академик-реформатор Абел Гезевич Аганбегян, ректор Академии народного хозяйства в 1989–2002 гг. (впоследствии АНХ образовала РАНХиГС при слиянии с РАГС): «Мы взяли критерии авторитетного западного бизнес-образования и создали свою систему MBA – уже под нашим руководством. При нашем участии была учреждена Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). Мы были родоначальниками MBA в России и вывели его на государственный уровень. Также мы установили стандарты МВА в нашей стране».

По предметному составу программы МВА представляют собой синтез экономики, управленческой социологии и психологии, а также гражданского и предпринимательского права. Отметим еще раз: программы МВА – это прикладное бизнес-образование, предназначенное для сложившихся бизнесменов, у которых уже есть практический опыт. Именно акцент на практический опыт, в первую очередь, отличает МВА от любых других программ.

Рано или поздно в работе бизнесмена наступает период, когда приходит осознание, что его первого образования уже не хватает. Ему недостает управленческих компетенций. Таким образом, назревает необходимость получения второго образования – прикладного, в сфере бизнеса и менеджмента. Такое образование и дают программы МВА. Ключевое место в них отводится интерактивным занятиям с преподавателями-консультантами, проводящими тренинги, вовлекающими слушателей в мозговые штурмы и разбор проблемных ситуаций, или «кейс стадиз».

«Чем выше уровень программы, тем меньше на ней дают канонической теории. В Harvard и Wharton получению новых добротных знаний управленческой теории в лучшем случае уделяется 25-30% времени, – отмечает проректор Президентской академии, президент РАБО Сергей Мясоедов. – Лучший преподаватель бизнес-школы – это всегда искусный ведущий и тренер. Он инициирует дискуссию и дирижирует ею. Он знает реальные проблемы бизнеса, умеет разговорить людей, наладить обсуждение и выслушать позицию, позволить людям обменяться опытом и найти крупинки решения, еще не описанные в учебнике».

МВА – программы, рассчитанные на тех, кому дан талант управленца, предпринимателя и лидера. Если этого таланта нет, то учеба на МВА даст примерно такой же эффект, какой учеба в консерватории даст человеку без музыкального слуха. Поэтому на хорошую программу МВА слушателей отбирают, проверяя их способность к бизнесу на входных испытаниях. Задача бизнес-школы и программы бизнес-образования – помочь усовершенствовать имеющийся талант, структурировать знания и опыт, отточить навыки работы с людьми. «Невозможно стать хорошим музыкантом, не имея музыкального слуха, – проводит параллель Сергей Мясоедов. – Однако, чтобы стать виртуозом, просто иметь хороший слух недостаточно. C вами еще должны поработать профессиональные педагоги в Московской консерватории, которые помогут развить и отшлифовать ваш талант. Похожую роль призваны играть программы МВА и ЕМВА при шлифовке лидерского таланта менеджеров».

Основа программ МВА – принцип «enrichment through sharing». Менеджеры, работающие в разных отраслях, перед которыми возникает необходимость принимать конкретные управленческие решения, сопоставляют свой опыт с опытом коллег и совместно с преподавателем-коучем или бизнес-тренером вырабатывают управленческие подходы, применимые в различных сферах. Синергия от командной работы в группе и общение с профессорами и преподавателями, среди которых успешные бизнесмены и консультанты, не только обеспечивает выпускникам бизнес-школ структурирование практических знаний, наработку навыка эффективного принятия стратегических управленческих решений, но и позволяет расширить круг профессиональных контактов, что, наряду с престижным дипломом, открывает новые горизонты в бизнесе.

Можно ли стать успешным специалистом без профильного образования? Крайне сложно. Можно ли стать успешным управленцем, не имея бизнес-образования? Примеров масса.

Тогда зачем существует бизнес-образование? Почему компании тратят миллионы, чтобы их управленцы имели диплом MBA? И как эта степень может пригодиться простому человеку?

Мы решили ответить на эти популярные вопросы совместно с - одной из самых популярных в России бизнес-школ, в которой можно получить степень MBA и стать мастером бизнес-администрирования.

В чем фишка бизнес-образования?

Бизнес-образование действительно в корне отличается от того, что преподают в вузе или на курсах повышения квалификации. Теоретически оно находится на стыке нескольких дисциплин, которые имеют отношение к управлению - права, психологии, экономики, статистики. Но теория не является его основной частью просто потому, что проблемы, с которыми сталкиваются руководители, не имеют узкого специфического характера. На первый план выходит умение применить полученные знания из разных областей, поэтому программы MBA строятся в первую очередь с опорой на практику.

Представьте: крупная фабрика по производству текстиля преподнесла «подарок» на Рождество, сгорев за пару недель до праздника. Восстановление производства займет полгода - очевидно, что за это время все работники разбегутся. В какой учебник заглядывать, чтобы найти решение?

Проблема в том, что ни в какой - скорее всего, учебника просто не существует. В отличие от других сфер деятельности, в бизнесе не так много готовых решений, иначе мы все давно стали бы миллионерами. Слишком много независимых параметров, слишком много непредсказуемых обстоятельств.

Бизнес-образование учит действовать в ситуациях, когда пространство выбора огромно, а готовых решений нет. Для этого необходимы навыки высокого порядка: стратегическое мышление, планирование, анализ. Именно поэтому бизнес-образование не похоже на изучение юриспруденции или материаловедения - только знаний не бывает недостаточно.

Решающую роль в формировании мышления руководителя играет практика или case study - разбор реальных ситуаций из бизнеса. Кстати, пример со сгоревшей фабрикой тоже из реальной жизни. Управляющий убедил владельцев выплачивать работникам полную зарплату на протяжении полугода, пока шло восстановление производства.

После возвращения компании на рынок производительность труда на фабрике выросла на 40%, клиенты и персонал стали почти в два раза более лояльны. Управляющий гордо носил статус бизнес-гуру, пока спустя несколько лет завод не вынужден был подать на банкротство. Универсальных решений не существует, и важно учитывать любой опыт.

Кто получает бизнес-образование?

Студенты по программе MBА - либо управленцы, либо кандидаты в управленцы. Кто-то стремится дорасти до должности начальника на работе, кто-то мечтает завоевать долю рынка со своей компанией. MBA пригодится обоим, но, скорее всего, они выберут разные программы обучения.

В мире распространены несколько программ для разных уровней и направлений подготовки - от наиболее общего MBA General до узкоспециализированных. Но ядро обучения, состоящее из основ различных функциональных специальностей (от маркетинга до HR) и предметов по аналитике и этике в бизнесе, сохраняется во всех программах.

В Moscow Business School наиболее базовый вариант обучения представлен в виде программы MBA Start, направленной на решение практических кейсов. Также можно выбрать отраслевые специализации MBA и углубленно изучать свое направление в бизнесе, или функциональные, дающие возможность погрузиться в одно из направлений бизнес-администрирования: это полезно для тех, кто стремится возглавить департамент в компании.

Учеба по общей программе ориентирована на руководителей всех категорий. Руководитель, который решает рабочие проблемы своих подчиненных, - плохой руководитель, поэтому каждому начальнику в первую очередь необходимы комплексные, а не узкоспециализированные знания.

Чему именно учат руководителей?

Навыки мастера бизнес-администрирования выходят за рамки стандартных технических умений работать с отчетностью и персоналом. Вот пример из практики: одна из выпускниц Moscow Business School сразу после окончания программы MBA столкнулась на новой работе с проверкой на прочность - нужно было за два месяца с нуля запустить работу одного из департаментов строящегося торгового центра.

«Здесь было важно все: грамотная постановка и распределение задач между ограниченным числом сотрудников, рациональное планирование времени, мотивация сотрудников к большому объему работы в условиях стройки, способность быстро принимать важные решения», - рассказала она. Выполнить задание казалось едва ли возможным без полученных в обучении навыков.

Преподаватели по программе MBA - люди с релевантным опытом. Как правило, чем выше статус образовательного учреждения, тем лучше специалисты, которых оно приглашает. В этом одно из главных отличий процесса обучения по программе MBA от других курсов - роль личности преподавателя здесь выше.

Это то же самое, что бизнес-тренинги и коучинг?

Настоящее бизнес-образование не похоже на коучинг. Программа MBA не сводится только к психологическим тренингам, хотя есть и они - успех в бизнесе слишком часто бывает завязан на лидерские качества конкретного человека, поэтому их развитие также необходимо. Но тренинги занимают не самую существенную часть обучения: в программе MBA Start Moscow Business School модуль «Навыки личной эффективности менеджера» является лишь одним из 15.

Нередко важность обучения по программе MBA сводят к нетворкингу. Вы не только учитесь строить бизнес-коммуникации через общение с коллегами, но и создаете актив из социальных связей на будущее. Популярно мнение, что нетворкинг - вообще самое ценное, что есть в обучении по программе MBA, и идти получать степень стоит только из-за правильного круга общения.

Что делать после MBA?

Многое зависит от программы, которую вы выбрали. Если это функциональная программа, то для начала можно стать линейным руководителем, и это, пожалуй, самый надежный с точки зрения карьерного роста вариант для специалистов и ведущих специалистов.

Отраслевые программы популярны среди тех, кто уже определился со сферой бизнеса или направлением развития карьеры управленца. Общая программа MBA является классическим вариантом, с которого началась история MBA-образования в США: в нее идут для получения максимально развернутого опыта, который пригодится на любой управленческой должности.

Узнать больше о программах обучения в Moscow Business School можно .

MBA (Master of Business Administration, МБА) представляет собой программу дополнительного к высшему профессионального управленческого образования в сфере менеджмента, признанного во всем мире. Целью программы является подготовка профессиональных управленцев, руководителей высшего звена. Продолжительность обучения в среднем составляет 2 года. За этот период студенты овладевают необходимыми фундаментальными знаниями в области бизнеса, управления и делового администрирования. Одно из условий поступления на программу – наличие высшего образования. Получение диплома MBA дает его обладателю значительные карьерные преимущества, оказывает существенное влияние на профессиональные перспективы и рост заработной платы.

О чем нужно помнить при выборе

При выборе программы необходимо учитывать наличие у школы международной аккредитации, которая подтверждает высокое качество проведения курсов MBA. Также следует обратить внимание на рейтинг программ в российских и зарубежных бизнес-сообществах, а также на наличие у бизнес-школы налаженных международных контактов.

Преимущества получения образования в РАНХиГС:

  • РАНХиГС является родоначальником обучения бизнесу в стране. Впервые программы МВА в Академии были открыты еще в 1999 г.
  • Сегодня Президентская академия стала одним из признанных лидеров, подготавливающих менеджеров высшего уровня для российских организаций и предприятий.
  • Большая часть программ образования MBA и ЕМВА в РАНХиГС имеют аккредитации престижных ассоциаций мира.
  • Президентская академия обладает широкими международными связями с ведущими зарубежными университетами, включая Гарвардский, Кингстонский и Стэнфордский, Университет Дьюка и другие учебные заведения Великобритании, Франции и Германии.
  • Программа MBA в РАНХиГС дает возможность слушателям курсов получить сразу два диплома об образовании: один от Академии и другой от одного из престижных европейских или американских университетов.