Взрослые и дети почему возникают конфликты поколений. Понятие «Межпоколенный конфликт» и причины возникновения конфликтов. Как решить конфликт поколений

Очень часто те, кто приветствует демократию в семейных отношениях вскоре наблюдают ее снисхождение к либерализму. Современное общество, в силу действия на каждого его члена информационных технологий, все чаще наталкивается на проблему бездействия родителей и снижения авторитета старших членов семьи перед детьми.

Очень часто в таких семьях возникают конфликты между представителями разных поколений. Что же является тому причиной?

Во-первых, информационные технологии и широко доступные средства массовой информации все больше популяризируют детский демократизм, который характеризуется позволением отстаивать свои права в любых ситуациях.

Во-вторых, родители в нынешнем обществе придерживаются материального направления в существовании семьи. Это значит, что их главной целью есть заработок денег, как средство, с помощью которого будут удовлетворены базовые потребности детей в продуктах питания, одежде и досуге.

В-третьих, современное общество все меньше принимает участие в жизни каждой семьи (органы местного самоуправления не вправе указывать семье на прямую что и как делать, так как это было в СССР). И, наконец, детям все больше открывается мир их прав, но при этом забывается о их обязанностях.

Что же привело к такому падению бывших приоритетов и ценностей? Ради чего это было сделано? Наше общество делится на несколько групп людей: одни приветствуют падение приоритета семейных ценностей. Другие же кардинально отличаются от первых тем, что ценят понятие семейных, родственных взаимоотношений и семейного очага. И есть группа тех, кто в своих семьях вводит смешанный тип взаимоотношений, при котором сохраняются некоторые традиции, но, вместе с тем, приветствуется современный уклад жизни, который характеризуется долей вольности предоставленной детям (на семейных советах учитывается их мнение, с ними вместе решаются некоторые вопросы).

Смещение жизненных приоритетов, по мнению исследователей, случилось в тот момент, когда возникла борьба за лучшую жизнь, соревнования за высший материальный достаток и, в результате, сравнение людей между собой не по личностным качествам, а материальному достатку. А вот духовный разлад в семейных отношениях и возникновение конфликта поколений настало потому, что в одной семье проживают люди, которые жили в разные времена, когда ценили разные качества: время социалистического союза (главная ценность – духовное единение) и времена демократии (ценность – материальные блага).

Конечно же, из каждого правила есть исключения, и поэтому твердить, что нынешнее общество главной ценностью считает деньги, не имеет смысла. Каждая семья ценит свое, а конфликт поколений имеет место быть там, где нет взаимопонимания и уважения между членами семьи.

Запесоцкий А. С. Отцы и дети: проблемы взаимоотношений.

СПб.: СПбГУП, 2004. - 36 с. - (Избранные лекции Университета; Вып. 24) О взаимоотношениях отцов и детей говорят столько лет, сколько на Земле живет человечество. Когда у родителей появляются трудности в общении с детьми, им кажется, что эта проблема возникла впервые. Между тем, каждое новое поколение слышит от взрослых, что старшие в юности были другими - более сознательными, серьезными и т. п. На что дети, как правило, отвечают, что «предки» старомодны, несовременны и вообще отстали от жизни: «Какое право они имеют нас поучать?». Правда, многим из молодых хватает такта не говорить этого вслух, но думают так практически все.

Иногда новое - это хорошо забытое старое

Так происходит из поколения в поколение на протяжении тысячелетий, чему есть материальные свидетельства. На глиняном сосуде, созданном в XXX веке до н. э. в Древней Вавилонии и найденном при раскопках, обнаружили надпись: «Молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру»1. Еще более ранний пример. На гробнице древнеегипетского фараона, захороненного в XXXV веке до н, э., написано: «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим... Несут миру погибель и станут последним его пределом» Тем не менее прогресс в нашей жизни очевиден - на протяжении многих веков человечество все же развивается по восходящей. Наверное, каждое молодое поколение как минимум не хуже старшего - чем-то похоже на него, чем-то отличается. Почему тогда с фатальной неизбежностью возникают непонимание и противоречия? Оказывается, конфликт поколений - это необходимый механизм общественного развития. Как и любой механизм, он может работать по-разному; в одних семьях все проходит более или менее гладко, в других раздоры принимают самые драматические формы. Как ни парадоксально, отсутствие конфликта может иметь отрицательные последствия.

Бывает и наоборот - у детей и родителей возникают яростные ссоры и перепалки, и дело доходит до отчаянных скандалов. Часто бывает, что дети убегают из дома и пропадают.

Родители полностью теряли контроль над ситуацией. Таким образом, конфликт отцов и детей закономерен и даже необходим, но его проявления не должны выходить за разумные пределы. Большинству из вас известен российский социолог и философ Игорь Кон, Игорь Кон исследовал проблемы молодежи и написал книги о взрослении молодых людей. В одной из них он приводит кривую типичных взаимоотношений ребенка и родителей. Если на оси координат по горизонтали отложить возраст человека, а по вертикали - его близость к родителям, то в 0 лет величина этой близости равна 1, то есть максимальна, От 0 до 13 лет кривая практически горизонтальна, то есть интенсивность отношений с родителями почти не меняется. Затем ребенок начинает отдаляться, и примерно к 16 годам график достигает минимума - почти нуля. Через некоторое время, после 17- 18 лет, кривая вновь идет вверх, но не так резко, как до этого вниз, и до единицы ее значение уже больше не доходит. Годам примерно к 25 это значение составляет 0,6-0,7, если люди продолжают жить в одном городе. Правда, при этом не следует забывать о различных моделях семьи, сложившихся в обществе.

Модели семьи В России преобладает патриархальный тип семьи, который предполагает, что люди нескольких поколений живут, что называется, «одним домом». То есть придерживаются кланового принципа, когда род (или клан) живет под одной крышей. Правда, если есть материальная возможность, то они, скорее всего, разъедутся - по разным улицам или даже микрорайонам, но все равно предпочтут поселиться недалеко друг от друга. Однако нередко, к сожалению, обстоятельства складываются так, что родственники трех поколений живут не только в одной квартире, но и в одной комнате. Но даже если дети живут отдельно, то спустя много лет они, как правило, берут к себе жить своих «стариков», воссоздавая патриархальный тип семьи. Отношения родителей и детей со временем восстанавливаются, и когда, скажем, дочери около 50, а матери 70, они уже похожи друг на друга как сестры. У них могут быть стычки на бытовом уровне, но это уже никоим образом не конфликт поколений. На Западе так не происходит. В индустриально развитых странах Европы и Америки семьи выглядят по-другому. К примеру, для США типично, когда человек в шестнадцать лет уходит из родительского дома и больше в него не возвращается. Он учится, живет в кампусе, потом создает свою семью, растит детей, которые впоследствии его также покинут. Когда-то, в советские времена, я вплотную занимался этим вопросом и в Канаде снял фильм о том, как живут старики. Я приехал в дом, где обитают пенсионеры, и был поражен - бытовые условия в нем были лучше, чем в домах сотрудников ЦК КПСС. Очень красивое здание, у входа привратник, на первом этаже - большой уютный холл, в котором сидят старики и старушки. Взглянешь на них, и становится понятно, почему этот возраст на Западе называется «золотым» - «golden age». Они заработали по три пенсии - от фирмы, от штата и от государства, и на эти три пенсии могут позволить себе жить в просторных квартирах. Когда им хочется пообщаться, они спускаются на первый этаж, где есть помещения для самых разных занятий. Можно беседовать, играть в лото, заниматься рукоделием, играть на музыкальных инструментах, проявлять себя в любом творчестве или флиртовать, назначать друг другу свидания. Старушки красиво одеваются, делают прически и макияж. Все очень здорово. Но в Англии я видел несколько другую картину. В небольшом городке, застроенном симпатичными домиками с аккуратными газонами, у каждого домика на скамеечке сидел старичок или старушка. Я не увидел ни одного двора, где бы бегали дети или собралась молодая компания. Или были люди разного возраста. Это был город одиноких стариков. Как известно, у англичан сравнительно высокое благосостояние, и люди откладывают средства на старость, чтобы в будущем купить себе дом в подобном «городе пенсионеров». Они селятся в таком жилище и ни в чем не знают недостатка, кроме общения. Материальное благосостояние сопровождается одиночеством. «Молодежная революция» Итак, в 16-17 лет молодежь отвергает авторитет взрослых. Меняются экономические формации, условия жизни, а подростки по-прежнему конфликтуют с родителями

После «молодежной революции» 1960-х западное общество нашло способы смягчения таких конфликтов. Бунты и скандалы прекратились, но противоречия остались - изменилось лишь их внешнее проявление.

Конфликт поколений: причины и значение ! Почему же такое, казалось бы, отрицательное явление никак не изживет себя? Если столкновения неизбежны, значит, это кому то нужно? Дело в том, что конфликт между младшим и старшим поколениями необходим для того, чтобы люди могли стать взрослыми. Не пройдя через него, повзрослеть невозможно. Однако коллизии могут принимать различную форму, и желательно пережить их наиболее мягкий вариант. Когда человек овладевает первичными навыками - учится ходить, говорить, читать, - мир взрослых должен быть для него идеальным. Но если ребенок будет всю жизнь смотреть на родителей как на идеал, он никогда не станет самостоятельным. Очевидно, в какой-то момент он должен сказать себе: «Моя жизнь - это моя жизнь. Я не могу слепо копировать старших или следовать их советам, пора посмотреть на них с определенной долей критицизма. Надо обретать собственное лицо». Человек начинает примерять на себя «взрослые» роли, порой действительно ведет себя как взрослый. Наконец, он решает, что пора самому принимать решения и самому за все отвечать. Однако родителям тяжело смириться с тем, что их ребенок растет, для них он всегда останется ребенком, которого надо поучать, наставлять, опекать. В них живет первобытный биологический инстинкт заботы о потомстве, но наступает момент, когда эта забота начинает тяготить ребенка, подавлять его личность, и ее необходимо преодолеть, иначе он навсегда останется инфантильным дитятей, не научится ответственно принимать решения и не сможет ни создать прочную семью, ни добиться успехов в каких-то других сферах. Все это должно обязательно произойти, через это надо пройти, в этом смысл конфликта поколений.

Проблемы социализации молодежи

Обретение знаний, умений, навыков, необходимых для того, чтобы функционировать в обществе взрослых (или в социуме), называется процессом социализации. Для того чтобы этот процесс реализовывался, исторически сформировалось несколько центров социализации, первый из которых, конечно, семья. Второй - образовательное учреждение: школа, лицей, университет и т. д. Есть и третий центр социализации, в наше время почти такой же необходимый и важный, как первые два, - роль которого необычайно возросла в XX веке, в эпоху научно-технической революции. Это компания сверстников. Известный штамп «время ускоряет бег» означает, что жизнь меняется все быстрее, и людям, особенно старшего поколения, уже не удается поспевать за этими переменами. Молодежь чувствует, что для решения важных жизненных проблем советов родителей недостаточно, а иногда эти советы вообще не соответствуют ситуации. Молодые люди понимают, что, когда их отцы были юношами, на дворе был другой век, и люди исповедовали другие ценности. Каждому новому поколению приходится начинать самостоятельную жизнь в кардинально изменившихся условиях по сравнению с теми, в которых выросли их родители. Это касается всего, вплоть до бытовых ситуаций.

Внешний вид Язык Место встречи Музыка . Подведем итог. Конфликт поколений - это такой социально-психологический механизм, который действует в процессе взросления человека, способствуя его превращению из ребенка в зрелого члена общества. Противоречия поколений могут проявляться по-разному -принимать острую, болезненную или, наоборот, мягкую форму. Общество, естественно, заинтересовано в том, чтобы дети становились взрослыми, но старается придавать конфликту приемлемые формы, направлять его в нужное русло, чтобы он не приводил к разрушительным последствиям. В процессе взросления человека большое значение приобретает молодежная компания, в формировании которой особую роль играют некие кристаллики культуры. Вокруг них собирается общность, чтобы затем выполнять свое предназначение - помогать взрослеть ее участникам. Культурные элементы меняются, но сам процесс в каждом поколении, в общем, повторяется.

Конфликты отцов и детей. Всем известно, что они неизбежны. Если еще не по личному опыту, то по художественной литературе, кинофильмам, рассказам знакомых.

Можно ли сгладить их, сделать семью действительно местом, где каждый всегда чувствует себя нужным и любимым? Как построить отношения внутри семьи на основах уважения, доброты и заботы? Об этом нужно позаботиться с самого рождения ребенка.

Наверное, в первую очередь нужно уметь ценить в домочадцах их положительные качества, старание укрепить семью, сделать ее счастливой. Но, к сожалению, хорошее как-то не замечается, быстро забывается, считается в порядке вещей, само собой разумеющимся. А вот промахи, ошибки, даже незначительные, никогда не ускользают от внимания и вызывают бурную критику. Попробуйте изменить ситуацию. Вечером отметьте, сколько позитивного вы сумели увидеть в поступках и мыслях близких и не забыли выразить им благодарность. И сколько раз за день вы удержались от критики по мелочам. При кажущейся простоте заставить себя замечать в ближнем положительные качества нелегко.

Проследите, не относитесь ли к домочадцам потребительски: пока выполняет человек какую-то полезную функцию (зарабатывает много денег, воспитывает детей и т.д.) – он нужен, с ним считаются. Как только почувствовали, что можно обойтись и без него – он становится обузой, раздражающей уже фактом своего присутствия. Боритесь с малейшим проявлением такого бездушия. Ведь когда-нибудь и вы можете оказаться на его месте. Старайтесь всегда оставаться человеком.

Всем поколениям семьи нужно помнить о том, что старшим молодежь всегда кажется легкомысленной, не умеющей правильно жить, выбирать верные ценности. Но время не стоит на месте, а вместе с ним и прогресс науки и техники. Меняется сознание, приоритеты. Не говорим, конечно, о вечных ценностях, которые непреходящи: доброта, взаимопомощь, забота и т.д. Старшее поколение не успевает полностью понять и принять новшества (или не желает этого делать). Тем более это сложно им в наш удивительный век, когда знания очень быстро устаревают, открытия следуют одно за другим.

Пожилые люди зачастую ощущают себя беспомощными, ненужными, отставшими от времени, не успевающими не только освоить новшества, но и понять их смысл и необходимость. Они смотрят на происходящий калейдоскоп изменений в окружающем мире как бы со стороны, как фильм. Более молодому поколению семьи нужно просто любить домочадцев, помогать им чувствовать себя нужными. Ведь это самые верные, надежные, любящие люди на свете. Разве это не главное?

Важно каждому члену семьи понимать свою роль, возможности. Нельзя опускаться до придирок, бесконечной критики, грубости, постоянного принуждения.

Совместные мероприятия всегда сплачивают семью. Пусть это будет хоть ежедневное поддержание чистоты в квартире или посещение театра. Основное здесь то, что вместе, совместными усилиями. И каждому должно находиться дело по силам и возможностям.

Проводите больше время всей семьей, интересуйтесь делами, предлагайте помощь. Общайтесь не только по праздникам, но и просто чаще забегайте в гости, звоните, пишите. Говорите по скайпу, пользуйтесь электронной почтой. Ведь важно иногда иметь возможность просто выговорится людям, которые никогда не предадут. А кто это, как не семья?

Организуйте совместные походы в театр, кино, музей, выставку, поездки, экскурсии, прогулки. Обсуждайте все, что происходит в жизни.

Иногда это кажется мелочью, но именно такие мелочи и цементируют родственников в одну сплоченную дружную семью.

Введение

Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII- век остро поставил проблему ценности детской жизни ; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество ; в начале ХХ века - юность ; в 20-е годы ХХ века столетия - старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология - наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология - наука о пожилом возрасте, андрагогика - наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.

Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

  • преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
  • приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
  • передача собственности по наследованию;
  • степень зависимости и ответственности между поколениями;
  • государственная политика по отношению к разным поколениям;
  • соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

  • понижение социального статуса пожилых людей;
  • изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно – технического прогресса;
  • обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
  • распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом ) установки в массовом сознании.

В контексте конфликтологии: возраст и поколение.

Ощущает ли человек свои годы? Когда, при каких обстоятельствах он начинает обращать внимание на свой возраст? Каковы отношения между возрастом и поколением?

Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению , однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, - одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как « объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами».

Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

  • степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
  • сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.
  • современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.
  • отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование «этики дискурса»,т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.

Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

  • Индивидуальное развитие.
  • Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.
  • Возрастной символизм.

Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.

Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.

Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старост ь («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако – это не так.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На аре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков . П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате.

Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации . Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством . Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения.

Сократ ценил беседы со старыми людьми: из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. В процессе становления человеческого общества возникает первая социально политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявлялась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. Нормы первых связывались с высоким социальным престижем, с властными позициями в социуме, нормы же вторых с подчинением. Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам, и обладали, как предполагалось мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией. Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости – в древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства.

Платон и Аристотель говорили, что править должны старые люди.

Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества.

В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

Поэтому, преемственность поколений не всегда шла по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что утром все хозяева очутятся все в плену.

Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими.

История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства - как у Достоевского.

Конфликтность поколений снимает христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое. Достоевский пишет, что только христианизация может стать России защитой от всех бед.

Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек - одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

  • в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;
  • представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным . В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции . Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Специфика конфликта поколений в России.

Семья, как социальный индикатор , является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях

В России за последние 15 лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.

В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (гражданская и Великая отечественная), голод, государственный террор (раскулачивание, переселение народов, и затем ГУЛАГи). А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать или приспосабливаться к сильным мира сего.

Реформы в России и дестабилизация в стране, вынуждают человека выживать , что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям , власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. (Хотя Закон о молодежной политике в России еще не принят). Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков.

В общественном сознании (на территории СНГ, в том числе и в России) сравнительно недавно появилось такое понятие, как «частная собственность». Большинство людей частной собственности не имели и сознание и психология собственника в России еще не сформировалась. А поскольку в семейных отношениях все большее значение приобретает наличие собственности и факт передачи ее по наследству, то старики, которым нечего оставить своим детям в наследство, оказываются никому ненужными.

Но и у богатых людей, занимающихся бизнесом, появляются свои, специфические конфликты и проблемы по поводу передачи собственности . Одна из проблем – это как передать бизнес своим детям, которые не желают продолжать дело родителей, а хотят истратить капитал по своему усмотрению.

Поэтому специфика конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих фактах:

  • обесценивание старости в глазах молодого поколения;
  • поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;
  • передача собственности по наследству;
  • вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;
  • дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей.
  • увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.

В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали обузой» для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. В России произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как «старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность, что приводит к распространению суицида среди них. В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему:из традиционно почтительного в нетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное. Эта проблема особенно актуальна сегодня в России

Конфликт поколений: стабильность и изменчивость.

Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, родитель, дед.

Детство, отрочество и юность- это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества.

Период зрелости, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями.

В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.

Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которая важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой- «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важнейших социальных функций таких как:

  • воспитательная (социализация молодого поколения),
  • функция духовного общения,
  • социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),
  • досуговая (взаимообогащение интересов),
  • эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).

В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает унижение достоинства, потерю уважения и как результат стремление оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством и в большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.

Таким образом, старость можно рассматривать как стабильный и устойчивый элемент в жизни поколения, как основное звено механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствуюшую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современной жизни, которая изменчива и несет множество рисков. Старики не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно, как изменяющийся элемент в обществе, нуждается в стабильной компоненте, в котором также нуждаются, прежде всего, их дети, семья и общество, в котором каждый человек пройдет по разным возрастным группам и придет к старости.

Конструктивная функция конфликта поколений.

Конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин.

Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: "великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о конфликтах, и их причинах в отношениях поколений, но исходным в данный момент, является преемственность в развитии рода человеческого. Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни "абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.

Главной задачей в конфликте поколений является совместное обучение стариков и молодежи к быстро изменяющимся условиям социальной жизни без жесткой иерархии, без насилия, сохраняя уважении друг к другу, с обязательным утверждением авторитета и благодарности своим старым родителям, к пожилым людям, с доверием и любовью к растущему человеку.

Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты,порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений.

Научиться понимать другого, и, прежде, всего старшее поколение, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов, без понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие. Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность таких факторов, как мера доверия молодежи к старшему поколению, так и мера доверия к молодежи.

Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть КАК достойно и с почестями уходят из жизни старики (их дедушки и бабушки) и как достойно и уважительно провожают их дети (родители внуков). Ибо это«живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей. Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.

Любовь Цой , – кандидат социологических наук,
директор Московской школы конфликтологии
"Конфликтменеджмент в управленческом консультировании "
  • размещено в разделе: менеджмент семьи
  • найти еще статьи